Редакция «Воронеж Град» запускает новый проект «История одного шедевра», в котором мы будем исследовать сокровища областного художественного музея им. И.Н. Крамского. И начнем мы с полотна «Сломалась телега» воронежского художника Василия Шевченко – произведения, перед которым невозможно остаться равнодушным.
Василий Шевченко – самобытный художник и человек с непростой судьбой. Уроженец воронежской глубинки, он прошел войну, где получил тяжелое ранение. Травма помешала ему получить классическое художественное образование, но не помешала стать живописцем. В Липецке, где он жил и работал, Шевченко нашел свое место в художественном сообществе и выработал собственный стиль, объединивший наивный взгляд на мир с глубоким духовным опытом. Василий Иванович работал художником-оформителем на ферросплавном заводе, в трамвайном управлении.
«Живопись – это диалог со зрителем. Любой цвет может говорить, кричать, петь. Мой любимый цвет – крик», – говорил он.
Признание пришло к Шевченко не сразу. Первая персональная выставка прошла в Москве в 1989 году в галерее современного искусства. В 1990 году Василия Ивановича приняли в Международную федерацию художников ЮНЕСКО, годом позже – в Союз художников России. За всю жизнь живописец написал более 1 тыс. картин. Одна из последних персональных экспозиций прошла уже после смерти художника в Музее наивного искусства в Москве. Сегодня, его работы относят к направлениям символизма, экспрессионизма и наивного искусства.
Картина «Сломалась телега» относится к позднему периоду его творчества. Наивные картины, на первый взгляд похожие на детские рисунки, наполнены мифологическими образами и символами.
В коллекцию Воронежского музея, «Сломалась телега» попала благодаря вдове художника в 2011 году. Всего в коллекции музея около 150 работ автора. Картина «Сломалась телега» относится к позднему периоду его творчества. Наивные картины, на первый взгляд похожие на детские рисунки, наполнены мифологическими образами и символами. Эта картина – больше, чем просто изображение бытовой сцены. За наивностью форм скрывается сложное содержание. В центре внимания – хаотичное движение: петух, в панике убегающий от укатившегося колеса, лошадь, взмывшая в небо, и перевернутая телега, на фоне деревенских домов. Работы Шевченко, на первый взгляд простые, как детские рисунки, полны эмоциональной экспрессии. Его петух – это символ бойцовского духа, а яркие цвета – крик души. «Сломалась телега» – это не просто картина, это исповедь художника, выраженная через яркие образы. Она цепляет своей простотой, экспрессией и, конечно же, криком цвета.
«Я не пишу ни животных, ни человека, ни строений. Я пишу идеи, которые надо долго лелеять, чтобы они приобрели выразительность, и тогда над цветом не надо думать, он приходит сам собой», – отмечал живописец.
Следите за самым интересным в Воронеже и области! Подписывайтесь на «VRN Град» в Telegram.
12+