В сентябре на российские экраны вышел боди-хоррор «Субстанция» французского режиссера Корали Фаржа. Главную роль исполнила звезда 90-х Деми Мур. Весной кинолента взяла приз за сценарий на Каннском фестивале. У зрителей она вызвала противоречивые эмоции – от полного восторга до абсолютного неприятия. Редактор «Воронеж Град» посмотрела фильм и готова рассказать, почему «Субстанция» заслуживает внимание.
Стать лучшей версией себя?
Стареющая голливудская звезда и ведущая фитнес-шоу Элизабет Спаркл (Деми Мур) случайно подслушала разговор продюсера телеканала о том, что она уже вышла в тираж и ее давно пора отправить на покой. Героиню увольняют, и в подавленном эмоциональном состоянии она попадает в автомобильную аварию. В больнице Элизабет встречается с доктором, который предлагает ей пойти на эксперимент – ввести препарат «Субстанция». Доведенная до отчаяния одиночеством и тоской о былой славе, Элизабет соглашается. Вкалывает жидкость ядовито желто-зеленого цвета и на свет появляется Сью (Маргарет Коулли) – ее «лучшая версия», молодая девушка с идеальной фигурой. Главное условие эксперимента – они должны меняться местами каждые семь дней. Пока одна спит, другая бодрствует, тем самым они подкармливают тела друг друга. И не забывать, что на самом деле это не две разные женщины, а одна, и это Элизабет.
Жизнь Сью яркая и полна событий – она проходит кастинг в новое шоу, ее окружают молодые любовники и предложения о работе в кино. Неделя Элизабет – одинокие дни и вечера перед телевизором в компании с едой.
Строгий график, конечно, нарушается. Элизабет все больше проводит во сне, пока Сью покоряет Олимп славы. Однако это отражается на теле настоящей Элизабет, за несколько месяцев проведенных в тайной комнате она превращается в дряхлую старуху.
Почему стоит посмотреть кино?
По жанру фильм чистейший боди-хоррор. Его снимали с минимальным использованием компьютерной графики, а все перевоплощения на экране – результат искусной работы гримеров. Первая жуткая сцена – рождение Сью. Она завораживает, одновременно эстетично прекрасна и омерзительна. В фильме мало диалогов. Режиссер сделала акцент на визуальной составляющей – идеально выверенные и пугающие кадры, снятые широкоугольным объективом и много ярких цветов – розовые, красные, желтые, зеленые и оранжевые. Неуютные стерильно-дизайнерские интерьеры, мониторы и глянцевые плакаты Элизабет и Сью придают невероятный шарм фильму. В «Субстанции» все выкручено на максимум – от цветовой палитры до количества пролитой крови в кадре. Впрочем, главная фишка фильм – сатирический запал. Француженка высмеивает реальность, в которой главная ценность женщины ее красота и молодость.
Стоит отметить и игру великолепную игру двух актрис – Маргарет Коулли и Деми Мур. Несмотря на то, что роль молодой актрисы одномерная и требует только отличных хореографических навыков, она смогла вытянуть драматическую составляющую и сыграть наравне с Деми Мур.
Голливудская звезда 90-х годов как будто бы шла к этой роли последние 20 лет. Ее желание быть всегда молодой и красивой привело к неудачной операции. Несколько лет назад она шокировала поклонников, появившись на публике после операции по удалению щек. Некогда красивая женщина превратилась в изуродованную восковую куклу и потеряла ту узнаваемую изюминку. Тончайшая игра Деми Мур уводит сюжет «Субстанции» из сферы шоу-бизнеса и превращает боди-хоррор в психологическую драму. Роль Элизабет – это откровение для самой актрисы и она проживает роль до кончиков ногтей.
Одна из пронзительных сцен Элизабет, готовясь к свиданию, накрасившись и нарядившись, замирает перед зеркалом. Ее взгляд встречается с собственным отражением, и искра в глазах медленно гаснет. В этот момент она видит не себя, а взгляд других на себя. И в этом взгляде она читает неизбежный приговор: «Твой срок годности истек». Финальная сцена доводит зрителей до мурашек: Элизабет, возвращая к жизни Сью, в слезах признается себе: «Я себя ненавижу! Ты лучшее, что есть во мне!». Это Элизабет признается или сама Деми Мур?
«Субстанция» с поразительной точностью визуализирует женский страх старения, который пронизывает современное общество. Кинолента разоблачает и выворачивает наизнанку страх старения. Даже в эру толерантности, когда женщинам «позволили» иметь морщины и лишний вес, бьюти-индустрия процветает, а запись к косметологам и пластическим хирургам никогда не прекращается. Новый боди-хоррор заставляет задуматься: почему мы так боимся стареть и готовы идти на любые жертвы, чтобы остановить время?
Подписывайтесь на «Воронеж Град» в Telegram. Cледите за самым интересным в Воронеже и области в социальных сетях «ВКонтакте», «Дзен», «Одноклассники».
16+