В Воронеже, как и в любом городе с богатой историей, царит путаница: что же считать «истинно» местным блюдом? Манная каша, родившаяся, по легенде, на воронежской земле? Щи, которые готовят с особенным мастерством? Ответ сложен: многовековая история региона переплетена с миграциями разных народов, каждый из которых принес с собой свои гастрономические традиции. Но одно блюдо уверенно претендует на звание «исконно воронежского»: уха из донских «бирючков». И прославил его сам император Петр I.
«Бирючки» – это ерш, обитающий в реке Дон. Сейчас популяция этой рыбы значительно сократилась, но в XVII веке она повсеместно водилась в воронежских водоемах.
По Воронежу гуляет много легенд, связанных со временами Петра I, но история про «бирючков» подтверждается историческими документами.
Однажды, император, пробуя уху на постоялом дворе, восхитился вкусом рыбы и выразил желание попробовать ее снова: «Из-под Воронежа в Москву на царский двор зимою бирюков возить». Хозяину постоялого двора, Полосину, оставалось лишь исполнять волю царя, о чем есть документальные подтверждения. С тех пор уха из «бирючка» прочно вошла в воронежскую кулинарную историю.
Но легенды об этой рыбке не ограничиваются Петром I. Известный рассказ «Донские бирючки» Николая Задонского говорит о том, что Александр Сергеевич Пушкин, остановившись в Задонске, отдал предпочтение местным ершам перед стерлядкой. «Рыба редкостная, нежности и вкуса необыкновенного. Окромя как у нас нигде во всем мире нет такой…», – отмечал Пушкин.
Так что же, «бирючки» – настоящее сокровище Воронежской области? И уха из них - истинно воронежское блюдо? Трудно сказать наверняка, но одна вещь несомненна: уха из ерша – вкусная и заслуживающая внимания. А легенды о «воронежских бирючках», от Петра I до Пушкина, доказывают: это блюдо занимает важное место в кулинарном наследии Воронежа.
Подписывайтесь на «Воронеж Град» в Telegram. Cледите за самым интересным в Воронеже и области в социальных сетях «ВКонтакте», «Дзен», «Одноклассники».
12+