Автор и ведущая проекта «ОКОЁМ. Искусство видеть искусство» Тамара Вехова рассказала воронежцам о том, как можно стать коллекционером, не имея больших финансовых возможностей, а также интересные истории о себе, о художниках и меценатах. Лекция проходила в новом арт-пространстве «Прогресс».
Свой рассказ искусствовед начала с истории о том, как она, еще будучи студенткой, познакомилась с художником Борисом Кочейшвили и на последние сбережения купила его картину «Обед на берегу реки».
«Я собрала все деньги, которые у меня были. Пришла к нему в мастерскую и сказала, что очень хочу купить его картину. Он вынес мне почти все свои полотна, и я долго выбирала», – вспоминает Тамара Вехова.
Слушатели узнали о самых известных в истории коллекционерах и меценатах, которые не только заложили крупнейшие собрания предметов искусства, но и открыли имена знаменитых художников. Среди талантливых продюсеров – Павел Третьяков, Сергей Щукин и братья Морозовы, Пегги Гуггенхайм, Казимира Басевич и Аксель Вервордт.
Так, Пегги Гуггенхайм зажгла звезду абстракциониста Джексона Поллока. По словам Тамары Веховой, она не только покупала его картины, но и была его личным пиар-менеджером.
«У Пегги было отличное чутье на таланты. Она открыла Марка Ротко, Вильяма де Кунинга и Александра Кальдера. Но с Поллоком у нее были особые отношения. Несмотря на ее любвеобильность, у них были исключительно дружески-профессиональные отношения. Она запрещала ему пить, подбирала одежду, следила за его поведением и платила пособие, чтобы он мог бросить работу и посвятить себя искусству», – рассказывает искусствовед.
Известное полотно Кузьмы Петрова-Водкина «Купание Красного коня», прежде чем попасть в Третьяковскую галерею, успело побывать в Швеции, и даже повисеть над раскладушкой в коммунальной квартире в Санкт-Петербурге.
«В 1914 году художник отвез свои работы на выставку в город Мальмё в Швецию. Разразилась Первая Мировая война, а следом и революции, и картины надолго остались в Европе. Только в 1950 году, после длительных переговоров, они вернулись на родину в семью художника. У вдовы Кузьмы Петрова-Водкина картину приобрела простая учительница и коллекционер Казимира Басевич. В 1961 году она передала ее в дар Третьяковской галереи», – поведала арт-консультант.
Начинающим коллекционерам она посоветовала анализировать арт-рынок и тренировать насмотренность – собирать виртуальную коллекцию предметов искусства. Посещать мероприятия, на которых собираются художники и общаться с ними. Кроме того, она дала рекомендации, как ходить в музей с детьми и друзьями, которые далеки от искусства.
«Искусство делает нашу жизнь лучше. Коллекционер создает культурное поле. Вы тоже можете открыть художников, которые войдут в историю искусств. Для этого необязательно покупать большие, дорогостоящие полотна. Можно приобретать графические работы. Чаще всего они стоят не больше 15 тыс. рублей. Выбор – это тоже своего рода творчество, и коллекционеры такие же творцы, как и художники», – отметила Тамара Вехова.
Лекция проходила в рамках проекта «Открытые пространства». Он зародился в Воронеже в 2013 году и дает возможность всем желающим послушать лучших ученых России. Суть концепции «Открытого пространства» – в отборе новейшей научной информации по широкому спектру вопросов в таких областях, как экономика, политика, искусство, психология межнациональных и межличностных отношений, и многих других.
Фото – Дмитрий Турецкий
Подписывайтесь на «Воронеж Град» в Telegram. Cледите за самым интересным в Воронеже и области в социальных сетях «ВКонтакте», «Дзен», «Одноклассники».
16+