Проходя мимо ДК «Машиностроителей», взгляд невольно притягивается к панорамному окну первого этажа. Там, за стеклом, открывается целый арсенал старинных музыкальных инструментов: гусли, дудки, рожки, флейты. В углу — словно таинственный механизм – шарманка, а рядом – пила, коса и трещотки. Среди этого удивительного собрания возвышается Сергей Плотников, создатель воронежского музея забытой музыки, словно живой экспонат в своей косоворотке и высоких сапогах. Редактор «Воронеж Град» отправилась в гости к мастеру, чтобы узнать, как столица Черноземья обогатилась таким необычным местом.
История музея началась в 2002 году, когда жена Сергея подарила ему книгу Василия Бычкова «Музыкальные инструменты». В то время мастер работал в детском доме Воронежа и даже не представлял, как круто изменится его жизнь.
«Жена думала, что я сделаю дудочку и трещотки, – с улыбкой вспоминает Сергей. – Но в книге я нашел чертеж волынки. Сделал все по схеме, но инструмент не заиграл. Мой старый знакомый, балалаечник Костя Харитонов, помог мне довести волынку до ума. После четырех месяцев мучений мы, наконец, закончили ее. Затем я сделал арфу, гусли и колесную лиру. Мы привезли инструменты на бардовский фестиваль, и все три дня, с утра до вечера, люди подходили и спрашивали, что это такое. Именно тогда жена предложила создать музей».
В 2007 году Сергей начал поиск подходящего помещения и два года его музей ютился в ДК «Железнодорожников». Уже 15 лет он располагается в Городском Дворце культуры (бывший ДК «Машиностроителей»). Сегодня Сергей проводит для посетителей мини-экскурсии, рассказывая об экспонатах. Большинство инструментов мастер создает сам, но некоторые ему дарят. Так, деревянная шарманка со сложным механизмом появилась в музее в 2016 году. Ее передал музею липецкий мастер Игорь Пашков незадолго до своей смерти.
«Шарманка появилась в XVIII веке в Италии, – рассказывает Сергей. – В России она распространилась в XIX веке и была доступна в основном богатым людям. Позже появились бродячие музыканты, исполнявшие всего одну мелодию. Им часто платили за то, чтобы они перестали играть. Представьте, такой музыкант заходит во двор в Петербурге и 40 минут играет одну и ту же расстроенную мелодию. Наконец, ему кидают деньги, лишь бы он закончил свое выступление. Носили шарманку на спине, и это был очень тяжелый труд».
Любимый инструмент Сергея среди всех экспонатов – гусли с двумя парами струн. На них можно исполнить любую мелодию: от русских народных песен до «Звезды по имени Солнце» Виктора Цоя.
«Я долго думал, что это мое изобретение, – делится Сергей. – Но оказалось, что этот музыкальный инструмент существует уже более 120 лет. Впервые их сделал мастер из Санкт-Петербурга Федот Артамонов».
Еще одна гордость Сергея – колесная лира. Она появилась в Европе в XI веке. Изначально она была длинной, но ее модернизировали, сделав более компактной и удобной для переноски. По звучанию она напоминает волынку, издавая тоскливый и однообразный звук. По словам Сергея, в России, Беларуси и Украине на ней играли только слепые музыканты.
«В Воронежской, Курской и Орловской губерниях, с XIX века и вплоть до 1970-х годов, это был их основной способ заработка, – рассказывает Сергей. – Зрячие музыканты не допускались к этому инструменту. В послевоенные годы в Воронежской области было несколько виртуозов колесной лиры, таких как Иван Сенин по прозвищу Ванька Слепой. Музыканты пели в основном печальные песни, и чем тоскливее была мелодия, тем больше им платили».
Он вспоминает, что его мама пела такие песни за прялкой, но он не помнит ни одной из них. Он также не перенял от отца искусство игры на балалайке, хотя и вырос в музыкальной семье.
«Папа играл на балалайке и меня пытался научить, – с улыбкой вспоминает Плотников. – Но я наотрез отказывался. А мама пела, у нее был очень красивый голос. Зимой, прядя шерсть, она всегда напевала духовные песни. И только сейчас я понимаю, как это было прекрасно, а в детстве думал: «Вот, затянула опять свои молитвы». Если бы я тогда хоть немного вслушивался и запоминал, был бы сейчас потомственным носителем фольклора».
Впрочем, в деревнях и селах создание инструментов имело и утилитарный смысл: пастухи стучали или дудели, оповещая о начале рабочего дня и необходимости выгонять стадо. Эти традиции до сих пор живы в некоторых уголках России.
Сам мастер признается, что не имеет музыкального образования, но это не мешает ему осваивать каждый инструмент. Музыкантов в России много, а тех, кто умеет делать старинные инструменты и рассказывать их истории – единицы. Именно поэтому экспонаты музея так интересны детям, ведь здесь можно не только услышать диковинную музыку, но и потрогать, а порой и поиграть на дудке, колесной лире, пиле или бубне. Все инструменты аутентичны, созданы из дерева, тыквы или тростника.
Благодаря своему необычному музею Сергей Плотников известен по всей России. Весной и летом он с женой путешествует по фестивалям, от соседнего Липецка до Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, и даже Севастополя и Йошкар-Олы.
Следите за самым интересным в Воронеже и области! Подписывайтесь на «VRN Град» в Telegram.
12+