Перейти к основному содержанию
Главная
Шарманка, гусли и тайны мастеров: В гостях у воронежского музея забытой музыки

Предложить новость

Главное меню

  • Главная
  • Все новости
  • Экономика и финансы
  • Городская среда
  • Здоровье и спорт
  • Культура и отдых
  • Политика и бизнес
  • Лица города
  • Релизы
  • Спецпроект
  • Сыто-пряно!

Подвал

  • О нас
  • Политика конфиденциальности
15 января 2025, 12:03
Культура и отдых

Шарманка, гусли и тайны мастеров: В гостях у воронежского музея забытой музыки

Проходя мимо ДК «Машиностроителей», взгляд невольно притягивается к панорамному окну первого этажа. Там, за стеклом, открывается целый арсенал старинных музыкальных инструментов: гусли, дудки, рожки, флейты. В углу — словно таинственный механизм – шарманка, а рядом – пила, коса и трещотки. Среди этого удивительного собрания возвышается Сергей Плотников, создатель воронежского музея забытой музыки, словно живой экспонат в своей косоворотке и высоких сапогах. Редактор «Воронеж Град» отправилась в гости к мастеру, чтобы узнать, как столица Черноземья обогатилась таким необычным местом.

Проходя мимо ДК «Машиностроителей», взгляд невольно притягивается к панорамному окну первого этажа. Там, за стеклом, открывается целый арсенал старинных музыкальных инструментов: гусли, дудки, рожки, флейты. В углу — словно таинственный механизм – шарманка, а рядом – пила, коса и трещотки. Среди этого удивительного собрания возвышается Сергей Плотников, создатель воронежского музея забытой музыки, словно живой экспонат в своей косоворотке и высоких сапогах. Редактор «Воронеж Град» отправилась в гости к мастеру, чтобы узнать, как столица Черноземья обогатилась таким необычным местом.

История музея началась в 2002 году, когда жена Сергея подарила ему книгу Василия Бычкова «Музыкальные инструменты». В то время мастер работал в детском доме Воронежа и даже не представлял, как круто изменится его жизнь.

«Жена думала, что я сделаю дудочку и трещотки, – с улыбкой вспоминает Сергей. – Но в книге я нашел чертеж волынки. Сделал все по схеме, но инструмент не заиграл. Мой старый знакомый, балалаечник Костя Харитонов, помог мне довести волынку до ума. После четырех месяцев мучений мы, наконец, закончили ее. Затем я сделал арфу, гусли и колесную лиру. Мы привезли инструменты на бардовский фестиваль, и все три дня, с утра до вечера, люди подходили и спрашивали, что это такое. Именно тогда жена предложила создать музей».

колесная лира

В 2007 году Сергей начал поиск подходящего помещения и два года его музей ютился в ДК «Железнодорожников». Уже 15 лет он располагается в Городском Дворце культуры (бывший ДК «Машиностроителей»). Сегодня Сергей проводит для посетителей мини-экскурсии, рассказывая об экспонатах. Большинство инструментов мастер создает сам, но некоторые ему дарят. Так, деревянная шарманка со сложным механизмом появилась в музее в 2016 году. Ее передал музею липецкий мастер Игорь Пашков незадолго до своей смерти.

«Шарманка появилась в XVIII веке в Италии, – рассказывает Сергей. – В России она распространилась в XIX веке и была доступна в основном богатым людям. Позже появились бродячие музыканты, исполнявшие всего одну мелодию. Им часто платили за то, чтобы они перестали играть. Представьте, такой музыкант заходит во двор в Петербурге и 40 минут играет одну и ту же расстроенную мелодию. Наконец, ему кидают деньги, лишь бы он закончил свое выступление. Носили шарманку на спине, и это был очень тяжелый труд».

сергей плотников

Любимый инструмент Сергея среди всех экспонатов – гусли с двумя парами струн. На них можно исполнить любую мелодию: от русских народных песен до «Звезды по имени Солнце» Виктора Цоя.

«Я долго думал, что это мое изобретение, – делится Сергей. – Но оказалось, что этот музыкальный инструмент существует уже более 120 лет. Впервые их сделал мастер из Санкт-Петербурга Федот Артамонов».

Еще одна гордость Сергея – колесная лира. Она появилась в Европе в XI веке. Изначально она была длинной, но ее модернизировали, сделав более компактной и удобной для переноски. По звучанию она напоминает волынку, издавая тоскливый и однообразный звук. По словам Сергея, в России, Беларуси и Украине на ней играли только слепые музыканты.

тыквы

«В Воронежской, Курской и Орловской губерниях, с XIX века и вплоть до 1970-х годов, это был их основной способ заработка, – рассказывает Сергей. – Зрячие музыканты не допускались к этому инструменту. В послевоенные годы в Воронежской области было несколько виртуозов колесной лиры, таких как Иван Сенин по прозвищу Ванька Слепой. Музыканты пели в основном печальные песни, и чем тоскливее была мелодия, тем больше им платили».

Он вспоминает, что его мама пела такие песни за прялкой, но он не помнит ни одной из них. Он также не перенял от отца искусство игры на балалайке, хотя и вырос в музыкальной семье.

«Папа играл на балалайке и меня пытался научить, – с улыбкой вспоминает Плотников. – Но я наотрез отказывался. А мама пела, у нее был очень красивый голос. Зимой, прядя шерсть, она всегда напевала духовные песни. И только сейчас я понимаю, как это было прекрасно, а в детстве думал: «Вот, затянула опять свои молитвы». Если бы я тогда хоть немного вслушивался и запоминал, был бы сейчас потомственным носителем фольклора».

инструменты

Впрочем, в деревнях и селах создание инструментов имело и утилитарный смысл: пастухи стучали или дудели, оповещая о начале рабочего дня и необходимости выгонять стадо. Эти традиции до сих пор живы в некоторых уголках России.

Сам мастер признается, что не имеет музыкального образования, но это не мешает ему осваивать каждый инструмент. Музыкантов в России много, а тех, кто умеет делать старинные инструменты и рассказывать их истории – единицы. Именно поэтому экспонаты музея так интересны детям, ведь здесь можно не только услышать диковинную музыку, но и потрогать, а порой и поиграть на дудке, колесной лире, пиле или бубне. Все инструменты аутентичны, созданы из дерева, тыквы или тростника.

Благодаря своему необычному музею Сергей Плотников известен по всей России. Весной и летом он с женой путешествует по фестивалям, от соседнего Липецка до Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, и даже Севастополя и Йошкар-Олы.

Следите за самым интересным в Воронеже и области! Подписывайтесь на «VRN Град» в Telegram.

12+

 

Последние новости

24 июня 2025, 20:15
Воронежские зоозащитники спасли ежа, пострадавшего от человеческой беспечности
24 июня 2025, 19:02
Будущие автослесари ВГЛТУ подтверждают квалификацию на демонстрационном экзамене
24 июня 2025, 18:03
Воронежцев приглашают раскрыть тайны земных недр на уникальной геологической лекции
24 июня 2025, 17:05
Воронежцы могут повлиять на улучшение общественного транспорта в регионе
24 июня 2025, 16:15
Частица русской души в Австралии: бюст Пушкина работы воронежского скульптора украсил Сидней
24 июня 2025, 15:10
Воронежская телебашня преобразится в честь Дня молодежи
24 июня 2025, 14:07
Воронежцев предупредили о возможных магнитных бурях
24 июня 2025, 13:05
В воронежском Ботаническом саду случилось тропическое чудо: зацвела монстера Адансона
К новостям

Новости по теме

музей
Городская среда, Культура и отдых
12 декабря 2024
Редкие музыкальные инструменты Воронежа: от древних традиций до космических звуков
Воронеж фольклорный
Культура и отдых
15 июля 2024
«Воронеж фольклорный»: 13 июля в парке «Алые паруса» царила атмосфера древней Руси

Новости раздела

геология
Городская среда
24 июня 2025
Воронежцев приглашают раскрыть тайны земных недр на уникальной геологической лекции
пушкин
Культура и отдых
24 июня 2025
Частица русской души в Австралии: бюст Пушкина работы воронежского скульптора украсил Сидней
На дне
Культура и отдых
24 июня 2025
«Человек – это звучит гордо»: Воронежский ТЮЗ представил премьеру «На дне»
Хауспартизан
Культура и отдых
23 июня 2025
Загадочный воронежский рэпер взбудоражил шоу «Наша новая музыка»
кино вечер
Культура и отдых
21 июня 2025
Терапия через экран: пять сериалов, которые рекомендуют психологи

Пришлите новость, которой хотите поделиться

1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат.
Пожалуйста, ответьте на небольшой вопрос, чтобы мы могли удостовериться, что вы человек
Главная
"VRN Град" - издание о регионе, в котором хочется жить!

Воронеж Град. Сетевое издание. Регистрационный номер серия Эл  № ФС77-84755 от 17 февраля  2023 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель и главный редактор: Золотухин Е.Ю. Адрес электронной почты редакции: info@vrngrad.ru. Телефон: +7 (920) 434-08-11. Возрастное ограничение 16+.

Основная навигация

  • Главная
  • Все новости
  • Экономика и финансы
  • Городская среда
  • Здоровье и спорт
  • Культура и отдых
  • Политика и бизнес
  • Лица города
  • Релизы
  • Спецпроект
  • Сыто-пряно!

Подвал

  • О нас
  • Политика конфиденциальности

Сетевое издание "Воронеж Град"

Разработка сайта - METROPOLIS

Используя данный сайт, вы даете согласие на использование файлов cookie, помогающих нам сделать его лучше. 

Подробнее в "Политике конфиденциальности".