В 1999 году на экраны вышел фильм «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера, снятый по одноименному роману Чака Паланика. За несколько лет эти два произведения стали по-настоящему культовыми. Редакция VRN Град посмотрела фильм глазами поколения Z и уверена: эта кинолента идеально ловит чувство потерянности в мире гиперпотребления, фейкового успеха и вечного скроллинга. История, рассказанная Финчером – это как тот странный, но гениальный рилс, который сначала заставляет сказать «че за бред?», а потом пересматривать его пять раз подряд, чтобы разобрать все слои.
«IKEA-депрессия» и кризис идентичности – вот что чувствуешь, глядя на главного героя в исполнении Эдварда Нортона (его даже имени нормально не называют – просто Рассказчик). Это буквально каждый зумер после пятого часа бессмысленного скроллинга, когда вдруг понимает: жизнь состоит из навязанных стандартов – «Работай на нелюбимой работе, купи крутые кроссы, обнови айфон, будь как все». Квартира Рассказчика – оживший каталог IKEA, его существование – бесконечный цикл «купи-выбрось». И вот он встречает Тайлера Дердена (Брэд Питт в самом харизматичном своем амплуа) – анархиста-хипстера, который плюет на систему и создает подпольные драки, чтобы «почувствовать себя живым».
Для поколения Z, выросшего на культуре «quiet quitting» (когда ты формально работаешь, но морально уже уволился), DIY-этике и здоровой ненависти к капитализму, Тайлер – почти мемный герой. Его монологи про то, что «мы – поколение, выращенное телевизором, которое мечтает стать кинозвездой». Сегодня они звучат еще острее – достаточно заменить «телевизор» на «социальные сети».

Бунт против системы: а был ли смысл?
Фильм начинается как манифест против общества потребления, но потом превращается в психоделический трип, где все оказывается иллюзией. И вот что интересно: для зумеров, которые с детства знают, что «реальность – это симуляция» (спасибо интернету), такой поворот не шок, а скорее «ну конечно, так и знал».
Картина задает вопросы, на которые у нас до сих пор нет ответов:
- Можно ли вырваться из системы, не становясь ее частью? Ведь сам Тайлер Дерден превращается в культовую фигуру.
- Что делать, если единственный способ почувствовать себя живым –это боль? Звучит как описание тревожности и депрессии, знакомо, да?
- Кто я на самом деле, если моя личность – просто сборник чужих ожиданий?
Визуал и атмосфера: мрачный эстетик-вайб
«Бойцовский клуб» – это настоящие визуальное удовольствие. Спецэффекты, монтаж, операторская работа – все на высочайшем уровне. Особенно впечатляет, как показано разрушение материальных ценностей – будто наблюдаешь, как рушится твой старый компьютер, забитый вирусами и ненужными файлами. Даже спустя 25 лет фильм выглядит стильно: грязно-желтые тона, сюрреалистичные вставки. Саундтрек The Dust Brothers – нечто среднее между lo-fi и индастриалом – идеально подходит для фонового прослушивания во время ночных депрессивных настроений.
Фильм пропитан бунтарским духом – это коктейль из нигилизма, сарказма и отчаянного желания что-то изменить. Тайлер Дерден – квинтэссенция «сигма-самца», хотя в 1999 году такого термина еще не существовало. Сегодня, когда все говорят о токсичной маскулинности, особенно интересно смотреть на эту тему в таком контексте.

Что устарело?
Токсичная маскулинность. Да, Тайлер Дерден крут и харизматичен, но его идеи о мужественности сегодня воспринимаются как архаичные. Типа «чтобы стать настоящим мужиком, нужно драться и плевать на чувства» – сейчас это выглядит как токсичная бредятина.
Бунт ради бунта. В фильме много разрушения ради самого разрушения. Конечно, крушить все вокруг – весело, но что дальше? Фильм не дает ответа на этот вопрос – как будто ты протестуешь в TikTok, но дальше постов дело не идет.
Предсказуемость. Если ты уже видел мемы и знаешь спойлеры, финал не станет сюрпризом. Хотя даже зная развязку, все равно интересно наблюдать за развитием событий.
Почему зумеры до сих пор смотрят «Бойцовский клуб»?
Потому что это кино – как зеркало, в котором мы видим себя, даже если не хотим в этом признаваться. Мы тоже ненавидим корпорации, но покупаем мерч с Тайлером на Яндекс-маркете. Мы тоже мечтаем о бунте, но максимум, на что хватает смелости – это язвительный твит про систему.
Фильм не дает ответов, но дает катарсис: «Ты не один в этом абсурдном мире». Возможно, именно поэтому он остается культовым – каждое поколение находит в нем свои страхи, свою злость и свое освобождение.
Оценка: 10/10 (хотя Тайлер бы за такую оценку меня точно ударил).

P.S. «Правила Бойцовского клуба» – кстати, идеальный гайдлайн для группового чата. Первое правило: никто не спорит в общем чате. Второе правило: НИКТО НЕ СПОРИТ В ОБЩЕМ ЧАТЕ.
Рекомендуется тем, кто ищет не просто развлечение, а готов к провокационным идеям. И да – после просмотра не стоит организовывать бойцовский клуб в общаге. Просто сделайте скриншоты для соцсетей и посмотрите пару мемов. Этого будет достаточно.