В Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского работает выставка, которая заставляет задуматься о парадоксах отечественного искусства. «Целомудренная нагота» – это более 30 работ XX–XXI веков, где женское тело становится не просто объектом изображения, а своеобразным маркером эпохи. Времена были разные: от строгого соцреализма до застойного двоемыслия, от хрущевской оттепели до современности, но тема оставалась вечной и очень рискованной.
Экспозиция точно передает дух времени, запечатленный в этюдах, набросках, законченных полотнах. Вот крошечный офорт Александра Бучкури, погибшего в оккупированном Воронеже, – крестьянки купают корову. В этой сцене есть что-то от античной идиллии, хоть и написанной на берегу реки Воронеж. А рядом – монументальная «Русская Венера» Ильи Глазунова, где березы заменяют колонны, а тело модели словно выточено из того же материала, что и стволы деревьев. Контраст размеров, стилей, эпох – но все эти работы объединяет одно: попытка художника говорить о теле и не нарушать условных правил приличия.
Советская эстетика не запрещала «ню» напрямую, но требовала оправданий. Обнаженная комсомолка у зеркала – это уже не просто женщина, а символ здоровья, чистоты, трудового порыва. Спортсменки в духе античных статуй – не эротика, а пропаганда физической культуры. Но стоило чуть отклониться от канона, и художник рисковал нарваться на обвинения в «формализме» или даже «порнографии», как это случилось с фотографом Александром Гринбергом в 1936 году. Его арестовали по обвинению в распространении порнографии
Ксения Успенская, ученица Александра Дейнеки, изображает «девушку советского времени». Но в этой робкой, почти нежной живописи нет и намека на официоз. А вот Евгений Хорошилов, судя по всему, написал портрет собственной жены – в СССР близкие часто становились и моделями, и соучастниками творческого процесса.
Наше время представлено работой Алексея Загородных – обнаженная женщина с куклой, лицо скрыто. Детская беззащитность или игра в наивность? Художник оставляет вопрос открытым. Но интересно, что даже сейчас, когда табуированность тела в искусстве почти исчезла, авторы порой продолжают избегать прямого взгляда.
Выставка продлится до 6 июля – это шанс увидеть, как воронежские художники, от Александра Бучкури до современных авторов, искали баланс между целомудрием и откровенностью, между личным высказыванием и требованиями эпохи. И, возможно, задуматься: а насколько свободны мы сегодня?