Мария Щербакова – актриса театра и кино. Она работает в Воронежском Театре драмы им. Кольцова, а горожане наверняка знают ее по спектаклю с громким названием «С училища». Мы решили расспросить Марию о том, как устроена театральная индустрия изнутри.
– Сейчас вы играете не только в театре, но и принимали участие в съемках кино и сериалов. Вам приходилось учиться актерскому мастерству заново?
– Нет. Я думаю, что любой артист, если он способный, умеет подстраиваться под предлагаемые обстоятельства. Есть такая проблема, что у нас нет института, где учат правильно работать в кадре. В моем дипломе написано, что я актриса театра и кино, но ни одной минуты меня не учили этому. Поэтому обучалась в процессе. Я думаю, что так у многих коллег.
– Фильм с вами в главной роли «Тут все свои» с легкостью мог бы попасть в один из критических обзоров. Расскажите, почему вы приняли в нем участие? Нравится ли он вам?
– Когда я поступала в театральный институт в 2011 году (Мария училась в Ярославле – прим. ред.), у девочек было 80 человек на место. Это огромная конкуренция. Попасть в кино – шанс один из ста. Поэтому у меня не было вопроса, соглашусь я или нет.
Кино – это такая вещь, что никогда не знаешь заранее, получится ли оно. Но мне ни на секунду не было стыдно за то, что я делаю. Я поняла, что выполняла свою работу честно. Конечно, не жалею, что снялась в этой картине.
А вообще, я никогда ни про один свой спектакль не скажу, что мне не нравится. Потому что вся моя работа заключается в том, чтобы исполнять.
– У кого зарплата больше: у киноактрисы или у актрисы театра?
– У всех разные ставки. Я, например, не знаю, сколько была зарплата у моего партнера, который учился на тот момент в «Щуке» (театральный институт имени Бориса Щукина в Москве – прим.ред.). Не буду говорить цифры, но один съемочный день у меня стоил столько же, сколько месяц работы в театре.
– Допустим, у вас появилась идея поставить спектакль. Какие стадии подготовки он должен пройти, чтобы его увидели зрители Кольцовского театра драмы?
– Театр – это огромное производство, и во главе стоит режиссер. Это большая ответственность. Надо быть одновременно творческим и рациональным человеком, который умеет организовывать людей. Для меня это страшный сон.
Не так-то просто попасть в театр, даже если у тебя есть высшее образование. Нашему художественному руководителю ежемесячно приходят письма с заявками на спектакль, но у каждого театра есть определенная эстетика, поэтому проходят не все. Человек, который хочет поставить у нас спектакль, должен плюс-минус понимать, какой мы делаем продукт.
Если кто-то захочет посмотреть, что бывает, когда актеры хотят высказаться, приглашаю всех на спектакль «Ближе». Мы сделали эту постановку в команде с шестью актерами нашего театра. Это тот продукт, за который я могу отвечать, поскольку приняла в нем участие «от» и «до».
– Вам больше нравиться играть в драмах или комедиях?
– У нас как-то был опрос на страничке театра о том, что предпочитает зритель. Комедия победила. Люди писали, что им незачем ходить на грустные спектакли после работы. Комедии даже продаются лучше.
У меня в этом смысле нет абсолютно никакого предпочтения. Как актриса я себя комфортно чувствую и в комедийных ролях, и в драматических. Мне очень легко дается на сцене заплакать, засмеяться.
– А в жизни вы эти навыки как-то используете? Легко заплакать, легко засмеяться?
– Многие говорят: «Ну она же актриса, она все время играет». Это вообще не так. Как с любой профессией, забирать работу «домой» плохо. Например, когда учительница и в жизни учительница – это же ужасно…Поэтому, когда я выхожу из театра, я обычный человек.
А вообще я очень застенчивая. Мне сложно разговаривать по телефону, ходить в банк – я начинаю заикаться, потеть, трясутся руки.
– Если вы застенчивый человек, почему решили стать актрисой?
– Я хотела побороться со стеснением. В детстве очень сильно картавила. Мы ходили к логопедам, к врачам, мне все говорили, что такое не исправляют. Я даже специально тихо разговаривала, чтоб никто не слышал дефект.
Но при этом я любила выступать, что-то показывать, всех смешить. В такие моменты я понимала, что умею закрываться от себя настоящей, надевать маску.
– На какую постановку точно стоит сходить тем, кто только открывает для себя театр?
– Это очень индивидуальный момент. Конечно, если человек консервативен и все новое его пугает, нужно выбирать классику.
Еще дам совет: нужно обязательно читать произведение перед походом в театр, потому что все-таки это искусство интерпретации. Мы приходим туда не за сюжетом, а посмотреть режиссерский взгляд.
– Вы следите за трендами театрального искусства? Как они выглядят сейчас?
– Если бы вы три года назад задали этот вопрос, я бы, наверное, очень четко ответила. Сейчас немножко все замерло. Очень много хороших режиссеров уехало. А остальные стараются не качать лодку. Это нормально, времена бывают разные.
Знаете, был такой гениальный режиссер – Евгений Вахтангов. У него был спектакль «Принцесса Турандот». Это костюмированная, смешная, даже клоунская постановка. Она вышла в 1922 году, когда в стране шла гражданская война. И сегодня, мне кажется, время именно таких спектаклей.
Театр – это искусство, которое говорит только о сегодняшнем дне, потому что мы с вами сегодняшние люди. Я на сцене, а вы в зале, но мы все ходим в одни и те же магазины и читаем одни и те же новости.
В сложное время мы можем только давать надежду и веру в светлое будущее.
– Воронеж – сильный город в плане театрального искусства?
– У нас много сильных площадок, где работают профессиональные актеры с высшим образованием. К нам приезжают люди из других городов, чтобы просто сходить в театр. Недавно был режиссер из Санкт-Петербурга, который ставит новый спектакль. Он также отметил, что Воронеж – театральный город с хорошими актерами и очень сильным репертуаром.
Есть у этого и обратная сторона медали – воронежский зритель претенциозен. Ему есть с чем сравнить.
– У вас есть фанаты, которые, может быть, доставляют некий дискомфорт? Возможно были забавные случаи?
– Был случай недавно. После спектакля «Ракушка» меня у служебного входа встретил странный молодой человек с папкой, попросил расписаться со словами: «Здравствуйте, Мария! Я ваш поклонник, я влюблен в вас после спектакля «С училища». А вы замужем?». Я ответила да. Он так изменился в лице, забрал папочку и откинул мое фото назад. Следом за мной со служебного выходит моя коллега Катя Марсальская. С ней он произвел те же действия. И так со всеми актрисами далее.
Но вообще очень хорошие люди приходят ко мне на спектакли. Я всегда готова со всеми пообщаться и обсудить, главное, не переходя границ. Искренне благодарна за то, что люди ходят в театр. Не было бы их, не было бы нашего искусства.
Подписывайтесь на «Воронеж Град» в Telegram. Cледите за самым интересным в Воронеже и области в социальных сетях «ВКонтакте», «Дзен», «Одноклассники».
12+