В июне на российские экраны вышло продолжение анимационного хита 2015 года Pixar – «Головоломка 2». Редактор «Воронеж Град» Мария Смирнова посмотрела вторую часть мультипликационного фильма и побеседовала с психологом-психотерапевтом Дарьей Котлубаевой о важности проживания эмоций, детской психике, пубертатном периоде и нейробиологии.
В первой части мультфильма создатели рассказали историю 11-летней Райли, которая болезненно переживает переезд из Миннесоты в Калифорнию. С трудностями ей помогают справляться базовые эмоции – Страх, Гнев, Радость, Печаль и Брезгливость. Они живут в голове у девочки и управляют ее поведением с помощью пульта управления.
Вторая часть мультипликационного фильма сюжетно повторяет предыдущую. Мультфильм критикуют за отсутствие оригинальности, утверждая, что сценаристы пошли по проверенному пути и не стали придумывать новые приемы и сюжетные ходы. В сиквеле мозг Райли внезапно подвергается капитальному ремонту, чтобы освободить место новым эмоциям. Полюбившиеся зрителям герои первой части знакомятся с новыми эмоциями – Тревожностью, Завистью, Стыдом и Хандрой. В начале фильма базовые эмоции, как и в первой части, оказываются за пределами головного центра, и им помогают герои из глубинных воспоминаний вернуться.
В этот момент девочка попадает в летний спортивный лагерь. От того, как она себя проявит, зависит ее место в хоккейной команде «Огненные ястребы». В начале фильма Тревожность четко формулирует свою функцию: «Страх защищает Райли от вещей, которые можно увидеть. Я же защищаю ее от того, что увидеть нельзя» и захватывает пульт управления. Тем самым подросток попадает в воронку негативных сценариев. Тревожность рисует ей фантазии одиночества и отверженности, что влияет на поведение девочки. Каждое такое действие приводит к ошибкам и разрушает дерево убеждений, которое много лет выстраивали базовые эмоции. В финале фильма Тревожность выходит из-под контроля, и Райли переживает паническую атаку. Справиться с кризисом ей помогает Радость.
Во время просмотра родилась шутка – девочка-подросток справляется с тревожностью за один уикенд, тогда как другие не могут этого сделать десятки лет. Мультфильм стоит потраченного времени – снято красиво и заставляет задуматься о том, почему нельзя подавлять эмоции – позитивные и негативные, и как важно заботиться о своем ментальном здоровье. Мультфильм рассказывает детям о том, как устроен их мозг, и как важно прислушиваться к себе. Впрочем, некоторым взрослым тоже не помешает узнать, как работает мозг и что чувствуют дети в подростковом возрасте.
Несмотря на все огрехи в сценарии, зрителям понравилась «Головоломка 2». На портале «Кинопоиск» рейтинг фильма составляет 8,2. В прокате мультфильм собрал почти 1,4 млрд долларов при бюджете 200 млн долларов.
Разбор специалиста
По мнению психолога Дарьи Котлубаевой, обе части мультфильма очень актуальны и будут полезны как детям, так и взрослым.
«Каждому важно распознавать свои эмоции и понимать их. Буквально проговаривать вслух все, что чувствуешь. Ни в коем случае нельзя их подавлять или избегать. Первая часть мультфильма знакомит нас с базовыми эмоциями и учит понимать их у других людей. Стоит, однако, отметить, что у нас намного больше эмоций, чем пять. Есть хороший шаблон – Колесо эмоций. Его легко можно найти в интернете, и это прекрасный инструмент для понимания себя и близких», – отмечает Дарья.
По словам эксперта, в первой части мультфильма наглядно продемонстрировано формирование детской процедурной памяти, эмоционально-образной. Она преобладает до четырех лет, когда еще не созрел гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга, которая отвечает за обработку пространственной информации, формирование эмоций и переход кратковременной памяти в долговременную).
«В мультфильме хорошо показана важность эмоционального баланса. Когда выписывают пациента из психиатрической лечебницы, в заключении обязательно пишут, что у него ровный эмоциональный фон. Это означает, что пациент сбалансирован и нет перекоса в приподнятое или подавленное настроение. В мультфильме мы видим, что перекосы происходят, когда одна эмоция считает себя важнее другой. Мультфильм также объясняет, что нельзя выкинуть одни эмоции, заглушить их или сбежать от них – все они равны. Нельзя быть всегда радостным. У большинства ошибочное мнение о ментальном здоровье. Психически здоровый человек – это не тот, кто всегда счастлив. Такой человек, напротив, избегает эмоций, что может привести к расстройству психики. Важна их многогранность. Необходимо разрешать себе принимать все. Особенно сейчас, в эпоху социальных сетей, которые транслируют истории только успешных людей и не показывают реальную картину. Иногда нужно делиться своими эмоциями с близкими и друзьями. Это поможет им лучше нас понимать», – поясняет психолог.
Дальше мультфильм изображает возрастные кризисы формирования личности главной героини. Каждый такой период имеет свои особенности. Это часть процесса взросления с выбросом гормонов, на фоне которого искажается восприятие себя, мира и людей. Кроме того, представлен процесс формирования постулатов и ценностей главной героини, из которых строится фундамент личности. В мультфильме это семья, дружба, честность и озорство. Именно в этот период происходит трансформация ценностей, и происходит становление личности.
Вторая часть начинается с того, что базовые эмоции формируют древо убеждений. Однако, по словам психолога, жизненные установки и глубинные убеждения закладываются в ребенке с 8 до 12 лет, когда человек начинает осознавать причинно-следственные связи.
«Здесь скорее идет речь о формировании поведенческих стратегий вследствие этих убеждений. Они базируются на метакогнициях, то есть знаниях о себе, о людях и о мире. Таким образом, вырабатываются наши убеждения, вследствие которых складываются жизненные стратегии. Человек появляется на свет с двумя врожденными базовыми страхами – оказаться уязвимым и быть ненужным. Вследствие опыта развиваются убеждения, а потом и поведенческие стратегии. Сначала они помогают, и ребенок чувствует себя в безопасности, так и развиваются защитные механизмы. Защитные реакции – пожизненная стратегия в стрессовых ситуациях», – рассказывает психолог.
Сценаристы специально сделали на этом акцент, чтобы ярче показать возрастной кризис, когда гормоны правят балом. Как правило, первые психологические травмы человек получает до 12 лет. После 12 лет это случается крайне редко. В подростковом возрасте человек живет по уже сформировавшимся поведенческим стратегиям. В мультфильме хорошо отражена базовая эволюционная потребность в принадлежности. Из-за страха быть отвергнутыми подростки, попадая в новые компании, начинают изменять себе, стараясь казаться круче. Это влияет на самооценку и возникновение новых поведенческих убеждений. Человек начинает «зеркалить» чужие действия, чтобы понравиться, что может привести к развитию тревожности или тревожного расстройства.
«В любых ситуациях важно быть собой и объяснять это своим детям. Когда мы будем сами собой, мы будем находиться в точке ноль, в стабильно ровном эмоциональном фоне. Не предавая себя, мы не будем заниматься самообманом, формируя ограничивающие нас убеждения и подкрепляя их негативными поведенческими стратегиями. Эти убеждения укрепятся в нашем разуме, будут мешать нам, искажать наше восприятие и пробуждать веру в то, что только таким путем мы сможем ощущать себя в безопасности. Родителям «Головоломка» напомнит о том, какими они сами были подростками и через какой путь прошли. Возможно, это позволит им стать терпимее к своим детям-подросткам. Мультфильмы эти я рекомендую, несмотря на некоторые возрастные неточности и особенности. Они очень просто и наглядно показывают особенности психики, формирование психики, возрастные кризисы и участие нейробиологии в этом процессе», – в заключение отмечает Дарья.
Подписывайтесь на «Воронеж Град» в Telegram. Cледите за самым интересным в Воронеже и области в социальных сетях «ВКонтакте», «Дзен», «Одноклассники».
12+