В Воронеже (как и по всей стране) один из хитов кинопроката этого февраля – очередная экранизация бессмертного произведения Булгакова. Интерес к ленте подогрели и скандалы вокруг режиссера Локшина, который сразу после окончания съемок высказался против СВО и уехал в США. Казалось бы, такая реакция должна была вызвать массу резонансных мнений в разных кругах, но фильм не только не снят с премьеры, а получает неплохой рейтинг и кассу. Уже на 12-ый день проката «Мастер и Маргарита» пробил сборы в 1 млрд рублей, и лишнее тому подтверждение – полный зал «Пролетария» на дневной сеанс.
Хруст попкорна, шуршание пакетов с чипсами, «пшики» открываемых энергетиков, плохо сдерживаемые смешки – аудитория намерена погрузиться в мир булгаковских героев с максимальным комфортом и вальяжностью. Мы не в театре, скажете вы, но позвольте парировать – если вы пришли увидеть интерпретацию классического произведения, то, наверное, ждете от себя хотя бы минимального мыслительного процесса. Впрочем, ожидания публики оказались оправданы – еда, газировка и болтовня нисколько не мешали.
Картина снята для тех, кто не хочет думать сам – режиссер разжевал и выложил на полотно кинопроектора все самое вкусное для хавающей аудитории. Тут вам и футуристическая Москва, напоминающая стилистикой комиксы про Бэтмена, и герои, карикатурно выписанные в своих исходных характерах. Чего стоит один Коровьев-Фагот, истерично дергающийся и хохочущий при каждом появлении в кадре (тут тоже невольно вспоминается небезызвестный герой саги про Готэм). И, к сожалению, слишком линейная, слишком явно интерпретированная и не оставляющая шансов для разворота мысли сюжетная композиция.
Вот уже с самого начала Мастер заточен в этой планетарного масштаба психлечебнице, где дописывает свой роман. Вот «консультант» одним за другим «выводит из игры» всех предателей, судей, лихоимцев и прочих злодеев. Вот уже Фрида целует колено Маргариты и загадывает заветное желание. Вся эта круговерть снята настолько динамично и «по-блокбастеровски», что, кажется, будто режиссер либо хотел поскорее закончить и уложиться в хронометраж, либо ставил целью не дать шанса зрителю обдумать происходящее.
Пилат – одна из ключевых фигур романа – задвинут глубоко на задний план и его роль в фильме сводится к потиранию висков и громогласному «Вар-равван» перед иудейским народом. После чего он просто плавно исчезает из лейтмотива.
Отрицательные персонажи вроде критика Латунского, директора Лиходеева или следователя – глубоко гиперболизированные и карикатурные до уровня дураков. Эта сатира настолько вычурна, словно предназначена для недалеких детей.
Пожалуй, наиболее органично и аутентично с визуальной точки зрения смотрится сюжетная линия отношений Мастера и Маргариты на фоне романтической одноэтажной Москвы. Но и тут герои ведут себя как куклы в декорациях. Вот она с упоением читает очередную главу романа, вот скользит на его авторе под бюстом Понтия Пилата, и внезапно посреди коитуса вдруг решает разбить окна критику и убегает. Все это с настолько ровными лицами, что искушенному зрителю приходится буквально заставить себя поверить в искренность чувств.
Самый харизматичный герой картины – Воланд. Но ему повезло меньше всех – он вписан в этот бесчувственный вакуум, где все внимание приковано к визуалу, но нет свободы для того, чтобы «впитать» героя и насладиться его многогранностью.
Как результат получилась модная, «в духе времени» безвкусная история с обилием разных спецэффектов и дорогих «голливудских» картинок, привлекающая молодую аудиторию все с тем же попкорном, но решительно отталкивающая человека думающего и сочувствующего.
И да, в конце зал даже аплодировал.
18+
Все изображения взяты из официального трейлера.