Весной 2025 года улицы и парки Воронежа преобразились благодаря таинственным арт-объектам. Скульптуры-маски, внезапно появившиеся на стволах деревьев, будоражат воображение горожан и рождают самые фантастические теории – от венецианского карнавала до мистических посланий. «Воронеж Град» попытался разгадать их секрет.
Воронеж, всегда чуткий к искусству, получил новую дозу эстетики от неизвестного мецената или, возможно, целого сообщества художников. На проспекте Революции, в тени памятника Платонову, на дереве притаилось детское личико. Еще одно – неподалеку. А на улице Карла Маркса, в шаге от бронзового Высоцкого, с прохожими молчаливо беседует изящная женская маска.
Но настоящей сокровищницей этого загадочного искусства стали зеленые зоны города. Горожане, прогуливающиеся по Большой Воронежской нагорной дубраве и в парке «Олимпик», стали первыми зрителями этого мистического вернисажа под открытым небом. Деревянные исполины неожиданно обрели лица, и вопрос о том, кто их автор и что ими движет, остается главной интригой.
Соцсети превратились в площадку для самых смелых догадок. Одни видят в проекте изящную отсылку к карнавальным традициям Венеции. Другие, погруженные в поп-культуру, находят параллели с сакральной символикой «Игры престолов». Самые пессимистично настроенные горожане усматривают в неподвижных ликах «маски-смерти» – напоминание о бренности бытия.
Отдельного внимания заслуживают младенческие лики в Платоновском сквере. Их гиперреализм вызывает прямые ассоциации с работами современного испанского скульптора Самуэля Сальседо, чьи пронзительные работы исследуют хрупкость человеческого тела и эмоций. Схожее мастерство исполнения и глубина заставляют задуматься: не гуляет ли по воронежским улицам последователь мастера или, быть может, это дерзкий художественный жест самого Сальседо?
Пока городские власти и искусствоведы хранят молчание, арт-объекты живут своей жизнью, становясь новыми точками притяжения и поводом для споров. Их главная ценность – не в разгадке авторства, а в той живой реакции, которую они вызывают. Они заставляют остановиться, задуматься и увидеть привычный городской пейзаж в новом, философском ключе.
А что видите в них вы? Призраков прошлого, игривых духов леса или новую страницу в истории уличного искусства Воронежа? Делитесь вашими версиями в нашем telegram-канале. Возможно, именно вы знакомы с самим мастером и приоткроете завесу тайны над этими удивительными скульптурами.
Фото – Андрей Борзенко, Алена Йога