В Воронеже во второй раз прошел «Крамфест», на этот раз сменивший ориентацию с семейного праздника на профессиональную площадку для диалога художников, кураторов и искусствоведов. Кульминацией фестиваля стало открытие выставки «Состав почвы», где земля предстала не только под ногами, но и на холстах, в мозаиках и даже в качестве художественного материала.
От праздника к лаборатории
Первый «Крамфест» прошел в августе 2023 года и был ориентирован на широкую аудиторию. На этот раз он стал точкой притяжения для профессионалов арт-среды. Как отметила директор воронежского художественного музея им. И.Н. Крамского Юлия Зайченко, это было осознанное решение.
«Мы пришли к выводу, что не так хорошо знаем молодых современных художников Черноземья. Поэтому решили сделать выставку их работ и сместить акцент с развлечения на образование», – пояснила Зайченко.

Образовательная программа включила лекции столичных и местных экспертов. Фотограф и организатор проекта «ФотоСинтез» Ольга Кардашова рассказала о локальной самоорганизации, преподаватель НИУ ВШЭ Надя Октябрь – о роли куратора-ментора, а основатель «БЮРО.78» Александр Чекмарев представил межмузейные проекты, посвященные историческому наследию. Музейный проектировщик Надя Пантюлина поделилась опытом создания выставок, ориентированных на идеи, а не только на объекты. Также медиаторы из московского Дома культуры «ГЭС-2» Катерина Ляйнен и Виктор Циряниди провели семинар о выстраивании диалога между зрителем и произведением искусства.
Искусство, прорастающее из земли
Выставка «Состав почвы» задумана как исследование локальной идентичности. Образ чернозема здесь – не просто метафора, а отправная точка для размышлений о культурном коде региона.
«Мы создали ситуацию диалога между разными городами, чтобы поговорить о том, на чем мы стоим – об опоре, которая нас связывает», – поделилась куратор выставки Марина Жолондзь.

Художники представили самые разные интерпретации темы. Ольга Салковская из Воронежа создала ботанические иллюстрации, используя в качестве краски настоящую землю.
«Я сама не ожидала, что земля будет превращаться в краску просто от того, что ее разводишь водой. Эта субстанция, которая порождает всю красоту вокруг, сама стала краской. Я писала цветы, распускающиеся в августе. Они скоро завянут, и в этом мне видится момент перерождения», – рассказала художница.
Дарья Назарова из Железногорска представила мозаичные панно из железной руды и сланца, добытых в карьерах родного города. Ее работа «Метаморфозы докембрийского золота» отсылает к глубинным, доисторическим пластам памяти региона.
Воронежская художница Дарья Дубровская работает в ручной технике печати. Она признается, что на эксперименты с ручными оттисками ее вдохновила «Красная книга Воронежской области».

«Мне было интересно читать описание земли и узнавать ее разнообразие. И я постаралась создать «портреты почвы». Сначала я вырезаю экран, а потом накладываю разные материалы: резину, пластик, ткань или текстурные валики. Получается оттиск в единственном экземпляре», – рассказывает художница.
Особое место заняли работы, выполненные на дереве. Михаил Кононыхин из Липецка и Сергей Бруданин из Воронежа использовали фактуру досок для создания пейзажей, подчеркивая связь между природным материалом и изображением.
Крамтека и арт-регата: искусство за стенами зала
Помимо выставки, гости фестиваля могли посетить «Крамтеку» – уютную зону, где в свободном доступе были представлены книги и журналы по искусству из фондов музейной библиотеки, включая редкие старинные издания.

Еще одним ярким событием стал паблик-ток, посвященный арт-регате «Искусство на парусах», прошедшей в День города. Художница Алла Решетникова и президент Федерации парусного спорта Николай Фролихин раскрыли тайны, как картины из фондов музея отправились в плавание по водохранилищу, преодолевая дождь и ветер.
«Крамфест» этого года доказал, что музей – это не только хранилище классического искусства, но и живой организм, чутко реагирующий на культурный контекст. Выставка «Состав почвы» предлагает каждому зрителю задуматься: что составляет основу его малой родины? Какие культурные пласты скрыты под ногами? И как современный художник может говорить об этом на языке актуального искусства?
Узнать, какие ответы на эти вопросы нашли художники Черноземья, можно на выставке «Состав почвы» в художественном музее им. Крамского до 5 октября.
Фото = Сергей Береза, Мария Смирнова.