Воронежская авиационная промышленность совершила значительный шаг вперед, создав первый в стране полностью композитный воздухозаборник для авиационного двигателя. Этот прорыв, осуществленный на Воронежском акционерном самолетостроительном объединении (ВАСО), филиале ПАО «Ил», обещает существенно улучшить характеристики перспективного двигателя ПД-14 и, как следствие, самолета МС-21.
Разработка и изготовление композитного воздухозаборника – это не просто замена материала, это качественный скачок в технологиях. Традиционные металлические конструкции, хоть и надежны, обладают значительным весом и, что особенно важно, создают турбулентность при обтекании воздушным потоком. Это приводит к потерям эффективной тяги двигателя, снижая экономичность и летные характеристики самолета. Композитный воздухозаборник, созданный в ВАСО, решает проблему благодаря своей уникальной конструкции. Использование современных композитных материалов, таких как углепластик, позволяет создать сложную аэродинамическую форму, обеспечивающую ламинарное (слоистое) обтекание. Это означает, что воздух проходит по поверхности воздухозаборника плавно, без образования вихрей и турбулентных зон. Результат – снижение потерь эффективной тяги до 1%, что, на первый взгляд, может показаться незначительным, но в масштабах всего авиационного двигателя и, тем более, всего самолета, приведет к ощутимому улучшению топливной эффективности и увеличению дальности полета.
По словам исполняющего обязанности начальника производства агрегатов из ПКМ Александра Рогова, достижение такого уровня технологического развития имеет огромную важность для российской авиации. Это не просто подтверждение компетенций отечественных специалистов, но и серьезный шаг к конкурентоспособности на мировом рынке. Факт создания полностью композитного воздухозаборника, сопоставимого по своим характеристикам с лучшими мировыми аналогами, позволяет России не отставать, а в некоторых аспектах и опережать западных конкурентов в области разработки и производства авиационной техники.
В настоящее время композитный воздухозаборник проходит цикл испытаний и измерений на двигателе ПД-14. Успешное завершение этих испытаний позволит установить его на самолёте МС-21, серийное производство которого планируется к концу 2025 года. Это событие станет важным этапом в развитии российской гражданской авиации, позволяя создать конкурентоспособный самолет, соответствующий самым высоким мировым стандартам. Более того, технология производства композитных воздухозаборников может быть применена и для других типов авиадвигателей, открывая новые перспективы для модернизации существующих и разработки новых моделей летательных аппаратов.
Подписывайтесь на «Воронеж Град» в Telegram. Cледите за самым интересным в Воронеже и области в социальных сетях «ВКонтакте», «Дзен», «Одноклассники».
12+