В России 13 января отмечают Старый Новый год, своеобразный «мостик» между прошлым и настоящим в череде зимних праздников. Наша редакция решила совершить путешествие во времени и вспомнить, как встречали Новый год в Воронежской губернии до революции, когда этот праздник не был главным торжеством года, а являлся лишь частью целого цикла зимних гуляний.
В дореволюционной России зимние торжества начинались не с Нового года, а с Рождественского Сочельника и Рождества 24 декабря (6 января по новому стилю). За ними следовали святочные дни, а затем уже и Новый год, который плавно переходил в Крещение 6 января (19 января по новому стилю). Этот период был наполнен особыми обрядами и обычаями.
Многие ошибочно считают, что традиция установки елки в домах пришла в Россию с Петром I. На самом деле, император лишь повелел украшать улицы и ворота ветвями сосны и можжевельника в 1699 году. Моду же на установку наряженного дерева в помещениях ввела супруга будущего императора Николая I, Александра Федоровна, в 1817 году. Эта традиция быстро распространилась среди дворянства и затем по всей стране. К концу XIX века продажа елок перед Новым годом стала массовой, а в Воронеже ярмарки устраивались на Щепном рынке (сегодня, на его месте находится концерн «Созвездие»). Деревья для продажи выращивались в питомниках Иоганна Карлсона, известного садовода и селекционера, переехавшего в Воронеж в 1851 году.
В XIX веке также появилась традиция проведения благотворительных елок для детей из бедных семей. На этих праздниках звучали песни, разыгрывались представления, а дети получали сладкие подарки, книги, одежду и обувь.
Святочные обряды и народные традиции Воронежской области
В селах Воронежской области, особенно в тех, где проживало украинское население, вечером 13 января исполняли «щедровки» – поздравительные песни с припевом «щедрый вечор, добрый вечор», и «меланки», в которых упоминалось имя святой Маланьи.
На севере области, пастухи, обходя дворы на Рождество и Новый год, ранним утром посыпали хозяев и скот зерном, желая им благополучия: «На тысячу овец, на тысячу ягнят! Ягнятки гладки, хвосты по пятки, прыгают по лавкам». Новогодним утром дети, обычно мальчики, проводили обряд «посевания», осыпая зерном дома и хозяев со словами: «Сею-вею, посеваю, с Новым годом поздравляю...».
Особое место в святочных обрядах занимало поминовение усопших. В Воронежской области на Рождество, Новый год и Крещение родственники разжигали ритуальные костры около двора или в огороде, используя солому или даже шкуру поросенка. Этот обряд называли по-разному: «обогревали своих родителей», «поминали родителей», «Христа обогревали» и «Христа встревали». Этнограф Дмитрий Зеленин, основываясь на воронежских записях XIX века, описывал этот обычай так: «село освещается «пламенем костров – то любящие потомки отогревают замерзшие в крещенские морозы кости «родителей». Пылают костры чуть не на каждом дворе: то жгут навоз и солому для обогревания умерших».
За рождественским столом главным ритуальным блюдом была кутья – каша из зерен злаков с добавлением сухих ягод, символизирующих циклическое возрождение жизни и богатый урожай. Кутью ставили в почетный красный угол, угощали ею колядующих. Традиционными святочными блюдами также были блины, пышки и оладьи.
В это время молодые девушки гадали на суженого. Так, в Верхнемамонском районе девушки клали под подушку замок, надеясь увидеть будущего мужа во сне.
Новый год в Советскую эпоху: от запрета до новых традиций
После 1918 года советская власть ввела новый календарь, в результате чего дата Нового года совпала с европейской, а Рождество было перенесено на 7 января. Население не сразу привыкло к тому, что выходные дни теперь приходятся на 30 и 31 декабря, а не на рождественские праздники. В 1928 году на заводе Коминтерна в Воронеже даже произошла забастовка рабочих, отказавшихся выходить на работу в Рождество. А с 1929 года, с введением непрерывной рабочей недели, новогодние выходные и вовсе были отменены.
Стремясь искоренить религиозные традиции, новая власть упразднила рождественскую елку, объявив ее «поповским пережитком». Но потребность в празднике не исчезла, и в 1935 году елку «реабилитировали», но уже как новогоднюю. Воронежцы начали украшать ее новыми игрушками: шарами, орехами, звездами, и даже самодельными украшениями из электрических лампочек. С 1937 года новогоднюю елку стали устанавливать на главной площади Воронежа.
Со временем, елочные украшения стали отражать идеологию и вкусы советских вождей. Так, в эпоху, когда Сталину нравился хоккей, на елках появились игрушечные хоккеисты. А во времена Хрущева елки украшали стеклянные кукурузные початки, символизирующие сельскохозяйственные достижения.
Следите за самым интересным в Воронеже и области! Подписывайтесь на «VRN Град» в Telegram.
12+