Воронежский поэт Родион Прилепин – человек, который не боится пробовать новое. Он не только поэт, но и актер цирка и театра, успевая быть везде и всюду, оставаясь при этом верным себе. В интервью «Воронеж Град» Родион рассказал о том, как сочетает столь разные направления в творчестве, почему временно оставил цирк, и что вдохновляет его на новые стихи и пьесы.
– Ты немного сменил курс деятельности? Занялся больше театром и цирком?
– Не то чтобы сменил. Поэзией я занимаюсь по-прежнему, пишу, но долгое время не издавал книг и не давал концертов. Хотя иногда они все же проходят. В начале марта в пространстве «Попкорн Драма» я презентовал совместный альбом с группой «Почему коммутатор молчит». В Москве тоже были концерты, но их было немного, потому что последние три года я посвятил театру и цирковой карьере.
– Родион, ты давно не издавал книг, но сейчас готовишь сразу две. Расскажи, что это за проекты?
– Да, у меня готовы две книги, они относятся к разным периодам и затрагивают разную тематику. Одна из них – это стихи, написанные в последние годы, а другая – более ранние работы. Я долго не выпускал ничего, и сейчас чувствую, что пришло время поделиться этим с читателями. Хочу в этом году их напечатать и постепенно начать давать концерты с этим материалом.
– Ты упомянул, что занимаешься самиздатом. Почему ты выбрал этот путь?
– Когда я не издавал книги в издательствах, я всегда делал самиздат. Для меня это способ сохранить независимость. Даже когда у меня просят короткое резюме, я всегда упоминаю, что я автор нескольких самодельных сборников. Это такой андеграундный подход, который мне близок.

– Ты также участвовал в поэтических слэмах. Как ты попал в эту среду?
– Да, я занимался поэтическими слэмами. Основной – московский, его организует поэт Андрей Родионов. В регионах тоже проводятся слэмы, и победители едут в Москву на всероссийский этап. Я был участником всероссийского в 2022 году и даже попал на всемирный этап в Париже. Это был интересный опыт, хотя и очень волнительный.
– Кто твои любимые современные поэты?
– Андрей Родионов. Его творчество я давно знаю и люблю. Также назову Федора Сваровского. Не знаю, где он сейчас и как, но у меня есть его старая книжка, которая мне очень нравится. Дмитрий Воденников и Вера Павлова.
– Как рождаются твои стихи?
– Это всегда по-разному. Иногда я долго не пишу, а потом что-то становится катализатором, и поэзия оказывается единственным способом выразить то, что я чувствую. А иногда, особенно для слэмов, я пишу тексты специально. Например, недавно написал стихи для воронежского проекта «Драмкружок». Получилось создать несколько хороших пьес. Одну из них поставили в Центре культуры и искусства «Прогресс». Мою пьесу взяли на фестиваль драматургии «Первая Читка». Ее читали в Санкт-Петербурге. В апреле совместно с «Драмкружком» мы выпускаем спектакль по моей пьесе в стихах «Ни одного животного» на альтернативной площадке – на какой, пока секрет.

– Ты также пишешь пьесы. Чем отличается процесс создания стихов и пьес?
– Стихи часто рождаются импульсивно. Если текст не получается сразу, я его удаляю и не возвращаюсь к нему. А пьеса – это большой формат, требующий ремесленной работы. У меня есть схема, и я сажусь писать, зная, что нужно сделать. Это совсем другой процесс.
– Что вдохновляет тебя на творчество?
– Все, что угодно. Путешествия, влюбленность, отсутствие влюбленности, социальные события. Иногда вдохновение приходит от чего-то совсем неожиданного. Как сказал мой преподаватель: «Ты ходишь на улицу, и все вокруг – сюжет».
– Ты много лет цирком занимаешься. Почему сейчас решил сделать паузу?
– Да, я занимался гимнастикой с четырех лет, в 13 лет перешел в акробатику, был в сборной, мы даже стали чемпионами мира. До 22 лет я занимался акробатикой. Потом ушел в сферу культуры, работал в арт-группе «Квадрат», на Платоновском фестивале какое-то время. Несколько лет выступал только со стихами и музыкой. Однажды мы с моими товарищами по спорту решили попробовать себя в цирке. Так мы попали в Большой московский цирк на проспекте Вернадского. С 2016 года я занимаюсь цирковой деятельностью, и это стало большой частью моей жизни. В конце апреля мы начинаем работать в Московском цирке Никулина на Цветном бульваре. Но сейчас я чувствую, что немного устал – и физически, и эмоционально. Хочется переосмыслить свою жизнь и двигаться дальше.

– Ты также играешь в театре. Как цирковой опыт помогает в актерской работе?
– Цирк и театр – это работа с телом, и мой опыт в цирке, безусловно, помогает. Я работал в пластическом театре, где важно владеть своим телом, и это дало мне многое. Сейчас я больше сосредоточен на драматическом театре, но цирковой опыт всегда со мной.
– Ты много путешествуешь. Какая страна или город произвели на тебя самое большое впечатление?
– Трудно выбрать что-то одно. Мне нравится находить что-то интересное везде, где я бываю. Будь то Центральная Азия, Европа или Россия. В прошлом году мы участвовали в шоу талантов в Лос-Анджелесе, и это было потрясающе. Но и в России есть места, которые меня вдохновляют, например, Мурманск или Сахалин.
– Ты называешь себя человеком мира?
– Раньше мне казалось, что да. Но сейчас я понимаю, что долго находиться в одном месте не могу. Через 2-3 месяца начинаю тосковать по дому, по друзьям, по знакомым улицам. Так что, наверное, я больше воронежец, чем человек мира.

– Ты упомянул, что у тебя есть боязнь сцены. Как ты с этим справляешься?
– Да, я всегда волнуюсь перед выступлениями. Но я научился с этим справляться. Первые несколько минут самые сложные, но если ты уверен в материале, то все идет своим чередом. Для меня сцена – это место, где страшно, но именно поэтому меня туда и тянет.
– Что для тебя важнее: писать или играть на сцене?
– Это совершенно разные вещи. Когда я пишу, я создаю что-то новое, а когда играю на сцене, я становлюсь частью чего-то большего. Оба процесса важны для меня, и я не могу выбрать что-то одно.
– Какие книги ты бы рекомендовал прочитать?
– Из классики – «Сто лет одиночества» Маркеса, «Игра в бисер» Гессе, «Бесы» Достоевского. Из современной литературы – «Шатуны» Мамлеева и «Москва – Петушки» Ерофеева. А из поэзии – «Камень» Мандельштама.

– Что сейчас читаешь?
– В прошлом году я долго работал в Китае, в Пекине, и у меня было много свободного времени. Я решил прочитать все из Достоевского, что не читал. Закончил Достоевского. Почти всего Набокова прочитал. Потом долго отдыхал от чтения, читал что-то из Стругацких, Воннегута. Сейчас увлекся экзистенциалистами, читаю Сартра, Камю, но на третьей книге Сартра немного подустал. Купил его «Бытие и ничто», но пока отложил. Сейчас читаю стоиков – Сенеку, Марка Аврелия.
– Что из Набокова тебе особенно понравилось?
– Моя любимая – «Камера обскура». Еще «Король, дама, валет». Мне нравятся истории, где на фоне легкости есть трагедия. Великолепный стилист. Не скажу, что это мой любимый писатель, но когда читаешь что-то настолько выжатое, сочное, это впечатляет. Еще понравилась «Защита Лужина» и псевдобиографичная книга «Взгляни на арлекинов».
– А из Достоевского?
– Я могу про каждое произведение отдельно сказать, потому что по-своему они все для меня оказались важны. Но, наверное, «Бесы» – это хит. Больше всего поразило – «Братья Карамазовы». Хотя ранние работы, вроде «Двойника» или «Село Степанчиково и его обитатели», даже «Бедные люди» – прекрасные произведения. У Достоевского почти все, даже «Крокодил» или «Бобок» – супер.

– А если говорить о писателях вообще, кого бы ты выделил?
– Платонов. Он крутейший. Его проза – это как чернозем в чистом виде. После его рассказов или повестей ты ходишь пришибленный несколько дней. Он одновременно советский, всемирный и глубоко русский писатель. Потрясающе. У меня даже есть рэп-проект, который называется «Сокровенный Ч», по его повести «Сокровенный человек».
– Что дальше? Какие планы?
– Сейчас я готовлю новые проекты в театре, работаю над книжками и планирую концерты. Также у нас большая программа в Никулинском цирке в Москве, так что в ближайшее время я буду много времени проводить там. Но главное – продолжать двигаться вперед и пробовать новое.
– Если выбирать между Воронежем и Москвой, что ближе?
– В плане творчества или в плане жизни? В плане жизни я не очень люблю Москву, это просто не мой город. Он очень большой, но я часто там живу и работаю. Санкт-Петербург я тоже не очень люблю, это тоже большой город, довольно искусственный. Воронеж я очень люблю, мне здесь комфортно, мне здесь нравится. У меня семья отсюда, я много чего здесь знаю, детство провел, поэтому, если бы выбирать, я бы все-таки остался в Воронеже.
– А есть какие-то любимые места в Воронеже?
– Парк Динамо, особенно до того, как его реконструировали, когда он был дикий-дикий, это было в начале 2000-х. Еще люблю Сомово. В центре всегда приятно пройтись по проспекту. Когда-то любимым местом был книжный клуб Петровский, сейчас его нет. Сейчас нравится площадка «Попкорн Драма». В «Прогрессе» тоже бываю, там комфортно.
– А если касаться заведений?
– Недавно сходил в «Гараж». Понравилось. Винотека тоже хорошая. «Вера Федоровна», великолепное место. Еще люблю «1917», это мой любимый бар. Там мы с друзьями часто обсуждаем поэзию.
Следите за самым интересным в Воронеже и области! Подписывайтесь на «VRN Град» в Telegram.
12+