22 апреля в Москве на 92-м году жизни скончался Зураб Церетели – президент Российской академии художеств, выдающийся скульптор и живописец. В Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского хранятся три работы мастера, одна из которых – натюрморт «Я садовником родился…» (2016), переданный им в дар музею после его персональной выставки.
Картина выполнена в характерной для Церетели экспрессивной манере: густые, пастозные мазки создают эффект объема и движения, а насыщенные золотисто-желтые и охристые тона буквально излучают тепло. Подсолнухи – главные герои полотна – написаны энергично, почти скульптурно, что придает работе монументальность, несмотря на сравнительно небольшой для Зураба Константиновича размер (90×60 см).
Церетели часто обращался к образу подсолнуха, видя в нем символ жизненной силы, стойкости и солнечного света. В этом натюрморте чувствуется влияние Ван Гога, но без тревожной экспрессии – только радость, энергия и любовь к жизни.
Название картины отсылает к детской игре в фанты, добавляя ностальгическое настроение. Но для самого художника оно могло быть метафорой творчества: подобно садовнику, он «взращивал» свои произведения, будь то живопись, скульптура или эмаль.

Картина монументальна по своей сути, она отражает фирменный стиль мастера. Здесь заметно влияние Пикассо (лаконизм форм) и Матисса (декоративная яркость), с которыми Церетели общался в 1960-е.
Работа поступила в музей после персональной выставки «Зураб Церетели. Живопись, графика, скульптура, эмаль», прошедшей в 2016 году и ставшей значимым событием культурной жизни города. Полотно хранится в фондах художественного музея.
Творчество Церетели – мост между эпохами и культурами. Его скульптуры украшают города России, Грузии, США, Франции, Японии и других стран. Даже в малых формах, как этот натюрморт, он оставался верен себе: его искусство – это праздник цвета, формы и неистощимой жизненной энергии.
Работы Церетели похожи на воплощенные сны – яркие, ироничные, полные света. Они напоминают: искусство, как природа, не знает границ, а подсолнух, устремленный к солнцу, – лучшая метафора творческого горения.
Фото – из архива ВОХМ им. И.Н. Крамского
Следите за самым интересным в Воронеже и области! Подписывайтесь на «VRN Град» в Telegram.