В стенах художественного музея имени Крамского стартовал необычный выставочный проект «Наша Победа», посвященный 80-летию Великой Победы. Шесть смысловых зон, сотни подлинных артефактов и трогательные человеческие истории – здесь нет сухих дат и стандартной хронологии, зато есть живая память, заставляющая сердце сжиматься.
Этот уникальный проект объединил усилия трех крупнейших музеев региона: Воронежского краеведческого музея, Литературного музея имени Никитина и Художественного музея имени Крамского. Разработку концепции доверили специалистам «Бюро музейного проектирования 78», которые предложили новаторский подход. Вместо привычного линейного повествования они создали шесть тематических модулей, раскрывающих войну через личные драмы и подвиги обычных людей.
«Мы намеренно отошли от традиционной хронологии. Наша выставка – это шесть взаимодополняющих павильонов: «Армия», «Боль», «Духовность», «Единение», «Отвага» и «Патриотизм». Каждая – как отдельная грань памяти», – объясняет архитектор Александр Чекмарев.
Экспозиция объединила 350 подлинных свидетельств эпохи – от искореженных осколками солдатских касок и потемневших от времени икон до фронтовых зарисовок и выцветших фотографий. Особое внимание кураторы уделили разделу «Духовность». Как отметил заведующий отделом воронежского областного Краеведческого музея «Великая Отечественная война 1941-45гг.» «Арсенал» Алексей Деревянко, в годы войны вера стала духовным щитом для многих бойцов.
«Уже в первый день войны, 22 июня, церковь благословила защитников Родины. В витрине – скромный деревянный крестик, прошедший с хозяином весь фронтовой путь от Воронежа до Берлина», – поведал куратор.
В зоне «Армия» собраны реликвии завершающего этапа войны, тогда как «Патриотизм» переносит посетителей в трагическое лето 1941-го – время массового добровольческого движения. Пронзительный раздел «Боль» документально свидетельствует о зверствах оккупантов, методичном уничтожении культурного достояния. «Отвага» повествует о подвигах воронежцев, а «Единение» – о беспрецедентной мобилизации тыла, где каждый день звучал лозунг: «Фронт требует – значит, сделаем!».
На открытии выставки присутствовала воронежская художница Валентина Сумина, чьи работы представлены в экспозиции. Она вспоминает полуразрушенный Воронеж 50-х годов со слезами на глазах:
«Разрушенные кварталы на улице Фридриха Энгельса врезались в память навсегда... Придя в Союз художников, я оказалась среди фронтовиков. Сначала оформляла скромные издания, потом – знаковых «Орлят», представленных на всероссийской выставке. Изучая архивы для книги «Прасковья», обнаружила снимок: на обгорелой стене детская надпись: «Мама, мы с папой ждем тебя здесь каждый день в 10 утра. Слава»».
Второй этаж экспозиции посвящен послевоенному Воронежу – здесь собраны работы местных мастеров, фиксирующих возрождение города на протяжении шести десятилетий. «Это пространство света и надежды – своеобразная эмоциональная развязка после тяжелых, но необходимых воспоминаний», – поясняет директор музея Юлия Зайченко.
Воронежская область стала местом беспримерного мужества. Летом 1942 года, когда фашисты захватили правобережье города, советские войска 212 дней удерживали стратегические плацдармы на левом берегу. В боях за город участвовали сотни тысяч бойцов – 11 летчиков направили горящие самолеты на врага, 16 совершили тараны. Всего более 200 воронежцев удостоились этого звания, включая дважды Героев-летчиков Александра Ефимова и Алексея Прохорова, а еще 600 – впоследствии.
Эти и сотни других историй, представленные в проекте «Наша Победа», создают объемный портрет поколения, выстоявшего в самой страшной войне XX века.
Фото – Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского