Последние полгода в социальных сетях активно обсуждают, будто курьеры из службы доставки зарабатывают больше IT-специалистов. Нам стало интересно, действительно ли сотрудники в оранжевых куртках теперь разъезжают на премиальных авто, а девушки выстраиваются в очередь за такими кавалерами. Журналист «VRN Град» Артем Скляр, проработавший год в «Яндекс.Доставке», раскрывает подноготную этой профессии и объясняет, почему в итоге ушел из сервиса.
Артем признается, что первые месяцы в «Яндекс.Доставке» казались сказкой. Система буквально нянчилась с новичками – давали приоритетные заказы, а также оказывали помощь в сложных ситуациях. Он быстро освоился и стал уверенно ориентироваться в городе.
«За год я изучил все нюансы профессии, пройдя огонь и воду в прямом смысле. Моя работа заключалась в доставке еды, документов и посылок. Я старался всегда своевременно приносить заказы», – вспоминает Артем.
По его словам, нужно было быть к любым неприятностям – непогода, тяжелая ноша и хамское отношение клиентов.
«Иногда приходилось идти по щиколотку в воде под проливным дождем, а за плечами 15 кг еды. Бывало отдавал еду клиенту, который считает нормальным открывать дверь в одном нижнем белье, будто ты не курьер, а мебель. Но настоящий абсурд случился, когда я привез заказ в военную часть. Дежурный офицер, увидев меня с пакетом еды, меня выгнал. Оказалось, заказчик был срочником, которому, видимо, надоела солдатская каша. Пришлось краснеть перед службой поддержки и отменять заказ, который я уже доставил до дверей части», – рассказывает юноша.
До мая 2025 года все эти трудности компенсировались достойной зарплатой – около 14 тысяч рублей за полноценную рабочую неделю. Но все изменилось, когда Воронеж стал площадкой для тестирования новой системы рейтингов. Казалось бы, логика «больше доставок – больше бонусов» справедлива, но на практике пешие курьеры оказались в заведомо проигрышном положении по сравнению с теми, кто работает на транспорте. Проблемы с GPS-сигналом из-за регулярных атак беспилотников только усугубляли ситуацию. Самое же возмутительное – падение минимальной ставки с 250 до 150 рублей в час, о котором компания предпочла не распространяться. Коллега Артема Сергей, который остался работать в доставке, рассказал, что теперь за десять часов изнурительной работы под палящим солнцем получаешь 1,5 тыс. рублей.
Официальные представители Яндекса отмалчиваются, отсылая к стандартным фразам о «постоянном улучшении системы». Но факт остается фактом: когда единственный плюс работы – заработок – исчезает, остаются лишь физическое истощение, хронический стресс и чувство несправедливости. По данным HH.ru, медианная зарплата курьеров в Воронеже действительно составляет 75 тысяч рублей, но эта цифра включает максимальные показатели, достижимые только при работе без выходных. Реальные доходы многих, особенно пеших курьеров, на 40% ниже. Для сравнения: в Москве эта цифра достигает 130 тысяч, в Питере – 105, в Ростове-на-Дону и Нижнем Новгороде – около 80.
«Новая система рейтингов стала последней каплей, – признается Артем. – Когда стресс превышает все разумные пределы, остается только уйти».
Его история – не исключение: многие курьеры всерьез рассматривают возможность сменить работу. Время покажет, окажется ли эта система эффективной, но уже сейчас ясно одно: романтизированный образ курьера-богача из соцсетей не имеет ничего общего с реальностью.