Вирусный «Яблан», баня как праздник и 1 апреля как старт бизнеса – история воронежского предпринимателя Ориана Алиева, превратившего первоапрельскую шутку в бренд Kapusha, который теперь знает вся Россия.
Ориан Алиев – воронежский дизайнер и предприниматель с 20-летним опытом запуска и продажи бизнесов. Когда ему становилось скучно, он искал новую идею. В 2016 году такой идеей стала натуральная косметика, на которую он наткнулся случайно – посмотрел ролик в интернете.
Мне стало дико интересно – что это вообще такое? Я в косметике полный ноль был, далек от этого. Начал искать информацию, ходить по магазинам, смотреть... И меня зацепило, что она вся была невыносимо скучная. Вот вообще вся! Даже модная тогда косметика была какая-то «аптечная». Народ гнался за особым дизайном, а мне подумалось: почему бы не сделать что-то яркое, совершенно другое?

Его концепция была простой: яркий дизайн и понятные ароматы: «Желтый скраб должен пахнуть лимоном. Все ясно! – объясняет основатель. – А еще каждому продукту – уникальное имя. С отсылкой к фольклору, с иронией». Так, появились бомбочки для ванн «Малыш» и скраб «Тише воды...» – продолжение пословицы покупатель додумывает сам.
Поначалу это был лишь эксперимент. Все изменила первоапрельская шутка в 2019 году. Каждый год 1 апреля Ориан публикует в социальных сетях какую-нибудь «дичь». В том году он создал фейковые этикетки: «Пердыня» (персик + дыня) и «Яблан» (яблоко + ананас). Наклеил их на баночки, сфотографировал и выложил. Реакция превзошла ожидания, фотографии стали вирусными.

«Интернет "взорвался"! – смеется Ориан. – Писали: "Хотим купить!". Я отнекивался пару дней, а потом подумал: "Люди хотят пердыни? Ладно, дам им пердыни!"».
Вирусный успех был ошеломляющим. «Пердыня» и «Яблан» мгновенно стали хитами и остаются ими до сих пор. Так и родился бренд Kapusha. Сразу начались серьезные продажи. Ориан с теплом вспоминает знаковый момент: первую партию сырья (сода, лимонная кислота, сахар) ему привезли не в пакетах, а в мешках. Сегодня сырье закупают тоннами.
Производство: центр Воронежа и эксперименты
Производство натуральной косметики находится в самом центре Воронежа на улице Свободы. Основатель искал помещение на периферии города, в промзоне, но по удачному стечению обстоятельств нашел в исторической части города.
«Нужно помещение с «мокрыми точками» (вода и канализация) и возможностью нормальной погрузки-выгрузки (пандус или ворота). В промышленных зданиях на верхних этажах с грузовым лифтом – морока. А где-то есть погрузка, но нет воды. Здесь все сошлось. Работаем», – говорит Ориан.

Штат сезонный, и много людей в этом деле не нужно. Летом человек 7-8 – не сезон. С сентября по май – больше, до 15-20, особенно к Новому году. Есть основной костяк мастеров, которые поддерживают процессы даже летом. В штате теперь есть и технологи – раньше они работали удаленно. На производстве постоянно проводятся эксперименты, отрабатываются рецепты, проходят испытания. Часть образцов просто ставят на полку, наблюдая за их состоянием через месяц, три, полгода. Процесс долгий.
Ассортимент и уникальность
Идеи новых продуктов рождаются как из внутренних потребностей бренда, так и из внешних запросов.
«Недавно поступил запрос на кусковое мыло. Я думал, мода на это прошла, когда люди научились варить мыло у себя на кухне. Вот даже тестовое мыло в виде мороженого сделали – прикольно получилось!», – говорит Ориан Алиев.
Сейчас в производстве 71 позиция. Еще штук 10 уже отработано и ждет своего часа.. Скрабы (три вида, включая фишку – скраб-тянучку), бомбочки, пенки, соли, жемчуг для ванны. Гордость Ориана – скраб-тянучка, его собственная разработка. Сейчас он оформляет на нее патент. Рецепт много раз пытались скопировать, но безуспешно. Но неизменными хитами остаются «Пердыня» и «Яблан».

Еще на старте я подумал, что каждому продукту нужно присвоить уникальное имя. Например, с отсылкой к русскому фольклору или иронией. Так в линейке появились названия «Тише воды» – часть пословицы, и человек может ее сам мысленно продолжить, или бомбочки для ванн «Малыш». Когда в моду вошел манго, название «Сказочные ебали» напрашивалось само. Какие-то названия рождаются из мемов («Ой, все!», «Кококос», «Ясно-понятно»), а какие-то – из личных историй, как «Глазки-вишенки»: так, по словам мамы, я в детстве называл карие глаза.

Философия и география
На вопрос о создании бизнеса в натуральной косметике без профильного образования Ориан отвечает метафорой: «Предприниматель – как дирижер: его задача собрать сильных „музыкантов“ и выстроить процессы. Не все успешные бизнесмены имеют специальное образование. Главное – уметь управлять. Кто овладел этим – преуспеет. Кто нет – обречен на „капут“».
Сырье закупается в основном по России. Что-то базовое (сахар, соду) можно купить и в Воронеже. Что-то специализированное (масла, ароматизаторы, консерванты) – у российских компаний. Из-за рубежа сырье не завозят – все необходимое находят в России.
Яркие скрабы, пенки и бомбочки Kapusha продаются по всей России, в Казахстане, Беларуси и представлены на крупных маркетплейсах. История, начатая как шутка, превратилась в серьезный и успешный бизнес.