Андрей Платонов – имя, известное всему миру. Но для Воронежа он не просто великий писатель, а свой – выросший на его улицах, впитавший его дух и тяжелый труд. Прежде чем стать классиком, он прошел путь от конторщика до мелиоратора, и Воронеж хранит отпечатки этой жизни. Редакция «VRN Град» приглашает на прогулку по ключевым местам, связанным с юностью и становлением Андрея Платонова.
Ямская слобода и Храм Пророка Самуила: Колыбель детства
Будущий классик русской литературы Андрей Платонов (настоящая фамилия – Климентов) появился на свет в 1899 году. Он вырос в большой семье железнодорожного слесаря Платона Фирсовича Климентова и домохозяйки Марии Васильевны Лобочихиной, где было 11 детей. Их дом находился в пригороде Воронежа – Ямской слободе. Так в начале прошлого века называли район, простиравшийся от площади Застава до Кольцовской улицы.
Пейзаж детства писателя формировали не только дома слободы. На месте, где сейчас возвышается ледовый дворец «Юбилейный», когда-то находилось обширное Чугуновское кладбище XVIII века. Сегодня о нем напоминает лишь краснокирпичный левый пилон. Рядом сохранился храм пророка Самуила, восстановленный в послевоенные годы. На входе же на кладбище стояла Воскресенская церковь (ее также называли Чугуновской), куда часто ходила молиться мать Платонова. Еще одной приметной, хотя и мрачноватой, деталью окрестностей была тюрьма, видная неподалеку от площади Застава.
Платонов в 1927 году, составляя биографию для редактора Георгия Литвина-Молотова, вспоминал Чугуновскую церковь. Он описывал поток паломников, двигавшихся по Большой Московской улице к мощам святого Митрофана в Митрофановский монастырь (находившийся на месте нынешнего главного корпуса ВГУ). Особенно писатель выделял колокольный звон, доносившийся от Вознесенской церкви, – он называл его «музыкой Ямской слободы». К сожалению, точные адреса, по которым жила многодетная семья Климентовых в слободе, до наших дней не сохранились.
Адрес: ул. Карла Маркса, 114

Вокзал Воронеж-1: «Железная» судьба
Железная дорога – ось, вокруг которой вращалась жизнь семьи Климентовых. Отец и дядя Платонова были железнодорожниками, и сам Андрей отдал «железке» значительную часть жизни, работая слесарем, помощником машиниста и мелиоратором на железнодорожных землях. Настоящая династия. По мнению краеведов, Платонов искренне верил в преобразующую силу труда, в строительство новой жизни. Его участие в производстве шло от души.
Старый вокзал, который знал Платонов, не сохранился – его отстроили заново после войны. Но в 1999 году, к столетию писателя, на здании вокзала появилась мемориальная доска – дань уважения его «железнодорожной» биографии.
Адрес: пл. Генерала Черняховского, 1

Кафе-клуб «Железное перо»: Литературный дебют
В шумных 1920-х годах представители молодой воронежской литературы собирались в кафе-клубе «Железное перо». В теплой, творческой атмосфере журналисты и писатели читали друг другу новые произведения. Андрей Платонов был здесь завсегдатаем. Именно здесь впервые публично зачитывалась его самая первая, еще нехудожественная книга – брошюра по электрификации. Здесь рождались идеи, спорили о будущем, здесь звучали его ранние строки.
Адрес: пр-т Революции, 46

Редакция газеты «Воронежская коммуна»: Школа журнализма
Напротив «Железного пера» располагался штаб, где ковалось перо профессиональное – редакция газеты «Воронежская коммуна». Шесть лет (1919-1925) Платонов активно сотрудничал с газетой. Об этом напоминает первая в городе мемориальная доска, посвященная писателю. На страницах «Коммуны» печатались его очерки, стихи, рецензии, критические статьи и первые рассказы – «Волы», «Потомки Солнца», «Приключения Баклажанова», «Данилок». Это была его журналистская и литературная лаборатория.
Адрес: пр-т Революции, 39

Гостиница «Бристоль»: Книга на прилавке
В здании бывшего «Бристоля» на первом этаже в 1920-е годы размещался большой книжный магазин «Центрпечать». Сюда в 1923 году поступила в продажу вторая книга Андрея Платонова – его первый художественный сборник стихов «Голубая глубина». Можно представить, как молодой автор, заглядывая в витрину, видел свое творение на прилавке рядом с другими изданиями – важная веха на пути от инженера-мелиоратора к писателю-философу.
Адрес: пр-т Революции, 43

Губернское земельное управление: Инженер-преобразователь
В начале 1920-х годов Андрей Платонов возглавил комиссию по мелиорации при Губернском земельном управлении, одно из отделений которого занимало здание на улице Карла Маркса, 70. Однако его работа была далека от кабинетной рутины.
Как отмечают исследователи, Платонов практически не был офисным работником. Он постоянно разъезжал по губернии на стареньком «фордике» вместе с бригадой инженеров. В сферу их деятельности входило масштабное преобразование края: строительство колодцев и плотин, создание систем орошения полей и осушение болот. Список реализованных им проектов действительно впечатляет.
При этом он умудрялся совмещать интенсивную инженерную работу с журналистикой и литературой, а также заботиться о своей семье, что заставляет поражаться его невероятной трудоспособности.
Еще одним важным направлением его деятельности стала электрификация региона. Под его руководством было построено три электростанции, одна из которых, возведенная в 1924 году, обеспечивала ток совхоз «Спартак» в селе Рогачевка.
В 1926 году активная деятельность Платонова в Воронеже завершилась. Получив приглашение на должность в Центральном комитете Союза сельского хозяйства и лесных работ, писатель и мелиоратор переехал в Москву.
Адрес: ул. Карла Маркса, 70

От Ямской слободы до Губернского земельного управления – эти воронежские адреса рисуют портрет Платонова не как отстраненного литератора, а как человека земли и труда, чей гений выковался в гуще жизни родного города. Пройдите по этим местам – и вы услышите эхо паровозных гудков, споров в «Железном пере» и почувствуете ту самую «музыку» старой Ямской слободы, что звучит в его бессмертных текстах.