Путешествие из Москвы в Воронеж в наши дни – дело немудреное. На автомобиле путь займет около 5-6 часов, а на поезде или самолете (если бы он еще летал) и того меньше. Но во времена Петра I эта дорога была настоящим испытанием, растягивавшимся на несколько суток. Не было тогда ни удобных трасс, ни заправок, что, с одной стороны, избавляло от расходов, но с другой – значительно увеличивало время в пути.
Яркую иллюстрацию тому оставил голландский художник и путешественник Корнелий де Бруин. Он дважды посещал Россию – в 1701 и 1707 годах, а в 1711 году выпустил книгу «Путешествие через Московию в Персию и Индию», основанную на его дневниковых записях. Де Бруйн объездил множество русских городов, включая Архангельск, Вологду, Ярославль и Ростов, делая подробные зарисовки, которые сегодня являются ценным историческим источником.
Но как он оказался в Воронеже? В ту эпоху русские правители часто приглашали иностранных гостей, чтобы продемонстрировать им мощь и достижения страны. Де Бруин был частым собеседником царя Петра I, владевшим голландским языком. Их общение строилось на взаимном интересе: голландец рассказывал о заморских странах, а Петр знакомил его с Россией. Когда в 1703 году де Бруин уже собирался уезжать из Москвы, он получил от царя личное приглашение отправиться в Воронеж.

«Его величество желает, чтобы я, до моего отбытия из его государства, взглянул на эту местность, на имевшиеся там корабли и на все, достойное там примечания...»
Этот зимний вояж, начавшийся 25 января 1703 года, подробно описан в дневниках путешественника.
Из записей известно, что выехали они «последнее генваря». Де Бруин скрупулезно отмечал километраж: по пути им встретилось 552 красных верстовых столба. Исходя из этого, историки подсчитали, что общее расстояние составило около 590 км, что несколько больше прямой дороги – значит, путники сворачивали с пути. Это подтверждается и другими деталями.
Для удобства ориентирования в метель между верстовыми столбами высаживали примерно по 20 деревьев. Здесь де Бруин, впрочем, допускает неточность, утверждая, что видел более 200 тысяч деревьев. Простые расчеты показывают, что их должно было быть около 22 тысяч. Возможно, голландец ошибся, а возможно, на некоторых участках лес был особенно густ.
Дорога была обустроена для длительных путешествий. Каждые 20 верст стояли постоялые дворы, где можно было обогреться в хорошо натопленных помещениях. Де Бруин упоминает остановки в Ульянино, Коломне и особенно отмечает визит в усадьбу князя Меншикова в современном Чаплыгине (тогда – Ораниенбург). Практически на каждой остановке путников угощали медом, пивом или вином, а в имении Меншикова и вовсе закатили небольшой пир.
В итоге вся процессия прибыла в Воронеж 5 февраля. Как пишет де Бруин, царя встречали «громом пушек с кораблей», а затем «не было пощады и напиткам». Таким образом, весь путь от Москвы до Воронежа зимой 1703 года занял около пяти дней. По меркам того времени это была вполне стандартная и даже комфортная поездка: с теплыми ночлегами, четкими ориентирами в виде столбов и возможностью передохнуть.