Иногда, гуляя по Воронежу, невольно задаешься вопросом: «Как можно настолько ненавидеть город и его историю, чтобы так его изуродовать?». Не просто не любить, а именно ненавидеть. Яркий пример такого отношения – судьба дома купца Балашова, встроенного в торговый центр «Галерея Чижова». В новом выпуске «Строительного беспредела» предлагаем вспомнить эту варварскую историю и прогуляться по улице Куколкина, чтобы увидеть, как памятник архитектуры превратился в символ архитектурного маразма.
Дом, построенный в начале XIX века, сменил трех хозяев и пережил немало потрясений, включая военные годы. Однако в XXI веке он оказался в центре скандалов, которые навсегда изменили его облик. Сначала здание, признанное памятником архитектуры, оказалось на задворках мощного торгового центра, а затем и вовсе было «случайно» снесено проезжавшим мимо самосвалом. В итоге дом купца Балашова пополнил знаменитую «Идиотеку» – коллекцию архитектурных нелепостей от московского дизайнера Артемия Лебедева.
В 2013 году, во время строительства третьей очереди «Галереи Чижова», дом обнесли деревянными щитами. Когда активисты «Архдозора» заглянули за ограждение, оказалось, что здание практически разрушено. Собственник утверждал, что виноват водитель самосвала, который якобы въехал в дом. Однако краеведы уверены: это была лишь попытка скрыть преднамеренный снос.
Мы с самого начала этой истории следили за судьбой дома купца Балашова. Когда только началась подготовка к строительству, застройщик закрыл его щитами. И мы сразу поняли, что случится. В итоге дом снесли, обвинили в этом водителя «мифического» самосвала и назначили ему штраф. К сожалению, такая тенденция наблюдается в Воронеже. Застройщики покупают землю и объект культурного наследия с обременением, но нарушают их. Сейчас беспокойство вызывает первый в Воронеже многоквартирный жилой дом Гардениных на переулке Фабричный, 12.

Суд, состоявшийся в марте 2014 года, признал виновным инженера стройки и назначил ему штраф в 20 тысяч рублей. Департамент культуры потребовал восстановить здание к ноябрю 2014 года, но сроки неоднократно переносились. В итоге дом купца Балашова оказался буквально встроенным в новое здание, что вызвало волну возмущения среди горожан.

Сегодня это сооружение напоминает пингвина, высиживающего яйцо. К счастью, над домом Балашова пока нет яркой рекламы. Его обшили сайдингом, но даже это не скрывает абсурдности соседства старинного здания и современного торгового центра.
По существующим законам, собственник может использовать свои квадратные метры как угодно. В 2023 году в официальном профиле на «Авито» появилось объявление о сдаче в аренду помещений, оставшихся от памятника архитектуры. Однако через несколько дней его сняли, и здание до сих пор пустует.
На фото в объявлении было видно, что внутренности памятника архитектуры не уцелели. Стены и перекрытия за фасадом представляют собой современные бетонные конструкции с несущими столбами, аналогичные использованным в ТРЦ. Арендодатель позиционировал объект как «отреставрированное здание XIX века», подходящее под «ресторан или кафе» с «предчистовой отделкой» и коммуникациями. Общая площадь двухэтажного здания с подвалом составляет 387,7 кв. м, а стоимость аренды оценивалась в 1,5 млн рублей в месяц.

Краеведы напоминают, что в Воронеже немало мест, которые могли бы пополнить коллекцию архитектурных глупостей. Например, Генеральский дом на улице Таранченко, от которого осталась лишь фасадная стена, или дом Резниковой на Карла Маркса, разрушенный под предлогом «приспособления под современные нужды».
В Воронеже сохранилось всего 8% довоенных памятников архитектуры. Что-то разрушилось от времени, что-то – умышленно. Но даже к тому, что осталось, относятся без уважения.
Руководитель Центра управления регионом Воронежской области Андрей Черваков отметил, что в свое время по дому купца Балашова действительно была острая дискуссия.
Одни посчитали это гениальным решением, позволяющим и сохранить объект культурно-исторического наследия, и достроить в центре города современный культурно-торговый центр. Другие, напротив, саму конструкцию, когда один дом помещен в другой, посчитали эстетическим вызовом или даже безвкусицей. Сейчас горожане воспринимают это как данность и активно об объекте в соцсетях не пишут. Но в 2024 году все-таки был один инцидент, автор которого упомянул достопримечательность в негативном контексте: «Дом купца Балашова превратили в фантик». И высказал мнение, что такое сделано в угоду коммерческих интересов инвесторов. Впрочем, управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области в своем ответе указало, что реставрация в данном случае проведена в соответствии со всеми нормативными требованиями по результатам всех необходимых экспертиз. Мне кажется, что дом купца Балашова после реализации такого архитектурного решения обрел новую жизнь. Это теперь не только памятник той эпохи, это теперь еще символ противоречий развития современного мегаполиса.

История дома купца Балашова – это не просто история одного здания. Это история о том, как город теряет свою идентичность. Новые здания должны появляться, но не за счет уничтожения старого. Архитектура — это не просто камни и стены, это память поколений. Кроме того, это невосполнимый ресурс. То, что мы строим сегодня, останется на века. И то, где будут жить следующие поколения, зависит от наших действий.
Прогуливаясь по историческому центру Воронежа, можно увидеть немало печальных примеров того, как город теряет свое лицо. Но, возможно, именно такие истории заставляют нас задуматься о том, как важно сохранять то, что делает наш город уникальным.
Следите за самым интересным в Воронеже и области! Подписывайтесь на «VRN Град» в Telegram.
12+