В воронежском музее имени И. Н. Крамского хранится уникальная авторская копия знаменитой картины Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Эта работа, созданная в 1909 году, была передана в Воронеж в только 1926 году из Исторического музея Москвы. Хотя воронежский вариант меньше по размеру и отличается некоторыми художественными деталями, он остается важной частью наследия великого художника. В новом выпуске проекта «История одного шедевра» расскажем историю создания оригинальной картины и уникального авторского повторения.
Трагедия, вдохновленная музыкой
Идея создания картины «Иван Грозный и его сын Иван» пришла Репину в 1881 году после посещения концерта Николая Римского-Корсакова. Музыка настолько потрясла художника, что он захотел передать в живописи нечто столь же мощное и эмоциональное. Исторический сюжет о трагической ссоре царя Ивана Грозного с его сыном, в результате которой царевич Иван погиб, стал идеальным воплощением этой задумки.
Первую версию картины Репин завершил в 1885 году. Она вызвала бурю эмоций у зрителей и критиков. Одни восхищались глубиной психологического анализа, другие критиковали за излишний натурализм и мрачность. Картина даже была временно запрещена к показу по распоряжению императора Александра III, но благодаря вмешательству деятелей культуры запрет сняли.

Вторая жизнь шедевра
Интересно, что многие посетители музея ошибочно считают воронежскую картину эскизом к знаменитому полотну из Третьяковской галереи. Однако это самостоятельная работа, созданная спустя четверть века после оригинала. Илья Репин создал ее в 1909 году по заказу известного банкира и мецената Павла Рябушинского.
Воронежский вариант отличается от оригинала не только размером, но и колоритом: он выполнен в более насыщенных красных тонах. Также в ней появились черты модерна, есть акцент на восточной роскоши. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. Кроме того, Репин добавил на задний план фигуру женщины, ставшей невольной свидетельницей трагедии. Лицо Ивана Грозного здесь опущено, что усиливает ощущение его раскаяния и горя. Эта работа как будто продолжает предыдущую картину.
Авторское повторение «Убийство Иваном Грозным своего сына Ивана» находилось в коллекции Рябушинских. После революции работа была реквизирована и передана в Исторический музей вместе с остальными произведениями из собрания семьи. Позже картина находилась в Государственной Третьяковской галерее. Только в 1926 году работа попала в Воронеж.

Загадки и мистика
Судьба обеих картин окутана мистическими совпадениями. Прообразом царевича Ивана стал писатель Всеволод Гаршин, который через несколько лет после создания первой версии картины покончил с собой. А для образа Ивана Грозного Репину позировал художник Григорий Мясоедов, который, как и его персонаж, однажды чуть не убил своего сына в приступе гнева.
Сам Репин признавался, что работа над картиной давалась ему с трудом: «Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал над ней».
В письмах он писал о ней:
«Эскиз готов… Я варьировал тему Грозного своего. Сцена происходит в «приемной». Она расширена значительно. Стиль, смесь персидского с ренессансом. В высокие деревянные хоромы проникают солнечные лучи с верхних окон. «Передняя» обставлена дорогими сюрпризами (награбленными большей частью у слабых соседей), чтобы «послам в нос бросалось». Развращенный до безумия деспот находится уже в следующем периоде своей казни. Он ревет белугой. Отвратительный жалкий несчастный палач наказан наконец. Он осознал, что убил династию, убил свое царство…Есть Бог, есть историческое возмездие…»

Вандализм и восстановление
Картина не раз становилась объектом нападений. В 1913 году иконописец Абрам Балашов нанес полотну несколько ударов ножом, крича «Довольно крови!». Репину пришлось восстанавливать поврежденные фрагменты. А в 2018 году воронежец Игорь Подпорин, вооруженный металлическим столбиком, атаковал картину в Третьяковской галерее, утверждая, что Репин исказил исторические факты.
К счастью, воронежская копия избежала подобной участи. Она остается важным экспонатом местного музея, напоминая о трагических страницах русской истории и мастерстве великого художника.
Авторское повторение «Убийство Иваном Грозным своего сына Ивана» находилось в коллекции Рябушинских. После революции работа была реквизирована и передана в Исторический музей вместе с остальными произведениями из собрания семьи. Позже картина находилась в Государственной Третьяковской галерее. Только в 1926 году работа попала в Воронеж.
Почему эта картина важна для Воронежа?
Воронежская копия «Ивана Грозного и его сына Ивана» – это самостоятельное произведение, отражающее эволюцию творчества Репина. Добавленные детали, измененная цветовая гамма и новые акценты делают эту работу уникальной.
Сегодня картина продолжает вызывать споры и интерес у зрителей. Она напоминает о том, как искусство может передавать сложные эмоции и вечные темы – любовь, раскаяние, трагедию и прощение. А для Воронежа это еще и повод гордиться тем, что в его музее хранится часть великого наследия русской культуры.
Следите за самым интересным в Воронеже и области! Подписывайтесь на «VRN Град» в Telegram.
12+