В собрании Воронежского художественного музея имени И.Н. Крамского хранится одно из самых сильных и драматичных произведений Александра Бучкури – масштабное полотно «Вывод». Эта картина, создававшаяся художником более трех десятилетий, представляет собой не только художественную, но и историко-этнографическую ценность, запечатлев жестокий народный обычай, который сегодня кажется немыслимым.
Александр Алексеевич Бучкури (1870-1942) – выдающийся представитель русской реалистической школы живописи, чье творчество неразрывно связано с Воронежским краем. Родившийся в селе Бутурлиновка Воронежской губернии, он получил свою звучную фамилию от отца-грека, но воспитывался отчимом, который первым заметил и поддержал художественные способности мальчика.
Путь Бучкури в искусстве начался в Воронежской бесплатной рисовальной школе, а продолжился в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, где его наставником стал сам Илья Репин. Сегодня произведения мастера украшают собрания Русского музея и Одесского художественного музея, но наиболее полная коллекция – 42 работы – хранится именно в Воронеже, куда художник сам передал значительную часть своего наследия.

Идея картины «Вывод» родилась у Бучкури в 1904 году и была связана с глубоким детским потрясением. Художник вспоминал, как стал свидетелем жестокого деревенского обряда наказания женщин, заподозренных в измене. Этот обычай, действительно существовавший в русских деревнях еще в конце XIX века, предусматривал публичное унижение и телесные наказания. Если женщину уличали в неверности, ее привязывали раздетой к телеге и водили по деревне. При этом муж или сельчане могли стегать ее кнутом, а окружающие – осыпать насмешками и оскорблениями.
Молодой Бучкури, потрясенный увиденным в детстве, решил сделать эту сцену темой своей дипломной работы в Академии художеств. Он подготовил эскизы и показал их Репину. Однако мэтр отверг предложение, так как счел тему слишком мрачной для академической работы.
Репин, хотя и был известен своим интересом к остросоциальным темам, видимо, нашел эту сцену чрезмерно жестокой даже для своей реалистической школы.
В результате дипломной работой Бучкури стало историческое полотно «Смерть Дмитрия Самозванца», которое было куплено швейцарским коллекционером и впоследствии утрачено. Несмотря на отказ Репина, Бучкури не оставил замысел. Он возвращался к нему на протяжении всей жизни и только в 1936 году, уже будучи зрелым мастером, завершил работу над «Выводом».
На полотне «Вывод» изображена обнаженная женщина, стоящая возле запряженной в сани лошади. На санях восседает воинственно настроенный мужчина с занесенным кнутом. Вокруг собралась толпа, где одни смеются и подбадривают, другие – сочувствуют жертве.
Этот сюжет основан на реально существовавшем обычае, который подробно описан в литературе. Максим Горький в рассказе «Вывод» создал схожую сцену, подчеркивая бесчеловечность такого наказания:
«К передку телеги привязана веревкой за руки маленькая, совершенно нагая женщина... Все тело ее в синих и багровых пятнах... Кажется, что с тела этой женщины содрана узкая и длинная лента кожи...»

Картина «Вывод» представляет собой выдающийся пример русской реалистической живописи начала XX века:
- Композиция: динамичное диагональное построение создает ощущение движения процессии;
- Колорит: преобладание темных, землистых тонов подчеркивает мрачность сцены;
- Светотень: контрастное освещение выделяет фигуру страдающей женщины;
- Психологизм: каждый персонаж наделен индивидуальной характеристикой;
- Символика: обнаженная фигура женщины символизирует беззащитность перед лицом жестокости.
В картине нет ни одного равнодушного лица. Здесь и издевательский смех, и страх, и сочувствие. Каждый персонаж выражает свое отношение к происходящему, создавая сложную полифонию эмоций.
Особый интерес вызывает тот факт, что в образе мужика с кнутом Бучкури изобразил самого себя. Это была его характерная творческая манера – он часто включал автопортреты в свои произведения. В знаменитом «Свадебном поезде» он предстает кучером, в «Ярмарке» – крестьянином с белым козлом.

Это не следует трактовать буквально. Художник не отождествлял себя с мучителем, а скорее подчеркивал всеобщую причастность к жестокости, которая может проявляться в любом человеке. Сам Бучкури так объяснял свой замысел: «Я гуманист. Мне хотелось, чтобы люди не издевались друг над другом, чтобы они увидели, как это плохо».
Последние годы жизни Бучкури были омрачены войной. В 1942 году, отказавшись от эвакуации, 71-летний художник вместе с женой попал в плен к нацистам и был расстрелян. Перед войной он закопал часть своих работ в саду, но после бомбардировок они так и не были найдены.
Лишь в 1995 году на московском антикварном салоне неожиданно всплыла его картина «Пряхи» – сильно поврежденная, со следами скручивания. Экспертиза подтвердила авторство Бучкури, но как картина оказалась в Швейцарии и почему была так испорчена – остается загадкой.
Следите за самым интересным в Воронеже и области! Подписывайтесь на «VRN Град» в Telegram.
12+