Статистика по онкологическим заболеваниям в регионе продолжает расти. Но за сухими цифрами скрывается позитивная тенденция: система здравоохранения, нарушенная пандемией, вышла на новый уровень. О том, как Воронежская область справляется с вызовами времени, о новейшем оборудовании и о том, почему курение – это медленное самоубийство, нам рассказал главный врач Воронежского онкологического научно-клинического центра, главный онколог региона Иван Петрович Мошуров.
– Иван Петрович, как вы оцениваете ситуацию с онкологическими заболеваниями в регионе? Рост статистики – это следствие того, что воронежцы стали чаще болеть, или того, что выявляемость на ранних стадиях стала лучше?
– Сегодня на учете стоит более 77 тысяч пациентов с онкологическими заболеваниями. Чтобы оценить масштаб, мы используем показатель заболеваемости на 100 тыс. населения. По данным за 6 месяцев 2025 года, у нас 520 случаев на 100 тысяч населения. Для сравнения: в доковидный период было 470, а во время пандемии – всего 350. Снижение было связано с изоляцией, отсутствием диспансеризации. Сейчас система здравоохранения заработала в полную силу. И чем лучше она работает, тем больше случаев мы выявляем. Это не значит, что люди стали больше болеть, это значит, что мы стали больше обследовать.
Очень важен вопрос ранней диагностики. В Воронежской области 64% злокачественных новообразований выявляются на ранних I-II стадиях. По этому показателю мы лидируем в ЦФО. Как следствие – одногодичная летальность у нас снизилась, а пятилетняя выживаемость выросла до 59-60%. Это очень хороший показатель, который приближает нас к лучшим регионам России.
При этом парадокс: во время диспансеризации выявляемость у нас еще ниже, чем в среднем по России. Люди предпочитают обращаться в частные центры или сразу к нам. А ведь основная идея диспансеризации – работать со здоровым населением, чтобы диагностировать болезни как можно раньше. Над этим нам еще нужно работать.
– А какой самый распространенный вид онкологических заболеваний?
– Если обобщенно – рак кожи. Чем южнее регион, тем он чаще встречается. У женщин безусловный лидер – рак молочной железы. К сожалению, встречаются запущенные случаи. У мужчин – рак легкого, предстательной железы и желудка. На втором месте у женщин – рак органов репродуктивной системы: матки, яичников, шейки матки.
– Как обычному человеку не пропустить болезнь? На что обращать внимание?
– Во-первых, не игнорировать диспансеризацию. В ее рамках в области реализуется пять скрининговых программ: на рак шейки матки, молочной железы, простаты, колоректальный рак и рак легкого. Это мощный инструмент.
Женщинам после 39 лет нужно раз в два года делать маммографию. Если есть дискомфорт, изменения формы желез, асимметрия, выделения – не ждите двух лет, идите к врачу сразу! Обнаружили кровь в кале – обязательно пройти колоноскопию. Если анализ ПСА выше 4 – прямой путь урологу и на УЗИ.
Есть и общие тревожные звоночки: беспричинная потеря веса, отсутствие аппетита, извращение запахов и вкусов – это симптомы интоксикации, нужно проверяться. И, конечно, нужно обращать внимание на родимые пятна. Если они меняют форму, цвет, быстро растут, кровоточат – немедленно обращаться к дерматологу.
– А люди стали внимательнее относиться к здоровью после ковида?
– В какой-то степени – да. Население становится более грамотным. Люди стали читать симптомы в интернете. Но важно, чтобы после этого они шли не заниматься самолечением, а к участковому врачу. Чтобы упростить этот путь, мы создали в городских поликлиниках №4 и 7 и в некоторых районных медучреждениях области кабинеты «онко-окно». Человек может прийти туда со своими сомнениями, и медработник, выслушав симптомы, направит его к нужному специалисту для исключения или подтверждения патологии.

– Насколько наш регион справляется с выполнением ключевых показателей нацпроекта «Здравоохранение»? Какие новейшие технологии стали доступны воронежским пациентам?
– За последние пять лет мы кардинально перевооружили онкологическую службу. Появился новый хирургический корпус на 340 коек, радиотерапевтический – на 120 коек. Мы расширили поликлинику до 700 посещений в смену и открыли центр амбулаторной онкологической помощи, где ежедневно обследуются 200 человек.
Штат сотрудников вырос с 600 до 1250 человек. Мы закупили современнейшее оборудование: пять компьютерных томографов, три МРТ, шесть линейных ускорителей для лучевой терапии, а также установки для гипертермии. Одно из наших новых МРТ – эксклюзивное: оно не только диагностирует опухоль, но и сразу, без потери времени, позволяет начать прицельную лучевую терапию. Мы были первыми в России, кто его установил.
ПЭТ/КТ у нас нет, но мы работаем по государственно-частному партнерству с коммерческим медицинским центром. Все необходимые исследования для наших пациентов проводятся бесплатно по ОМС. Сегодня нет необходимости ехать в федеральные центры – большая часть высокотехнологичной помощи оказывается здесь.
Более того, мы открыли научный отдел, где разрабатываем собственные новые методы лечения. Так что мы не только применяем известные практики, но и создаем будущее.
– Как вы справляетесь с кадровым голодом?
– Дефицита в самом онкоцентре у нас нет. По некоторым направлениям даже есть очередь на трудоустройство. Условия труда, современное оборудование привлекают специалистов, особенно хирургов. Мы вышли на уровень 70 операций в день. Наш главный партнер – Воронежский медуниверситет, которому скоро 110 лет. Кафедра онкологии базируется на наших площадках. Сегодня у нас в клинической ординатуре обучается более 50 будущих онкологов. Мы их растим и потом лучших берем к себе. Есть, конечно, дефицит в районах, но для этого существует целевая ординатура. Будущее кадрового вопроса я вижу оптимистично: у нас есть современная база, сильная учебная кафедра и талантливые студенты. На кафедре создан кружок. Сегодня более 170 студентов посещает его, участвуют в олимпиадах региональных, российских, международных и занимают призовые места.
– Главный вопрос для наших читателей: что лично вы считаете самым важным в профилактике рака?
– Я убежден, что будущее медицины – за профилактикой и ранней диагностикой. Нужно уметь отдыхать, избегать затяжных стрессов. Иммунная система – наш главный защитник от беспорядочного деления клеток. Как только она истощается, проявляются болезни, в том числе и онкологические.
Относитесь к организму, как к машине: ему нужен регулярный «техосмотр» – та же диспансеризация. Внимательно следите за питанием: меньше употреблять продуктов с пальмовым маслом, ГМО, красного мяса (его избыток провоцирует рак кишечника). Категорически нельзя злоупотреблять алкоголем и курить. Это медленное самоубийство. У нас было исследование: все 200 пациентов, прооперированных с раком полости рта, были курильщиками.
И знать свою наследственность. Если у близких родственников был рак молочной железы или кишечника, вы в группе риска. Это не повод для канцерофобии (страх онкологических заболеваний – прим. ред.), а сигнал быть внимательнее и регулярно проходить положенные скрининги.
Можно жить и наслаждаться жизнью, если быть к себе внимательным.